Горбунова Анна Анасовна, воспитатель

Взаимосвязь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с различными видами деятельности


Повышению интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всесторонне­го воспитания детей способствует взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми. При этом мы исходим из того, что рисование, лепка, аппликация в детском саду и дома не являются самоцелью. Изобразительная деятельность лишь одно из средств воспитания, а комплексное сочетание разнообразных средств и форм в процессе воспитательного воздействия на детей делает это воздействие более плодотворным и интересным.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расши­рить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, углубить, сделать этот процесс более эффективным, при этом происходит воздействие на ребенка не прямо, а посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях.

Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников.

Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с тем, что дети узнают и делают по другим разделам работы. Решение одних задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше, и не только на занятиях изобразительной деятельностью, но и на других занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх в процессе повседневной жизни. Так, знания о форме предметов дети получают до того, как им предлагается изобразить предметы,— в дидактических играх, в играх с разнообразными игрушками, в процессе наблюдений, рассматривания иллюстраций.

Разрабатывая вопросы взаимосвязи различных видов деятель­ности, имеющих большое значение для всестороннего, и прежде всего эстетического, воспитания детей, мы стремились обеспечить взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности: рисования, лепки, аппликации. Так, усвоение знаний о форме предметов и их изображении происходит и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. При этом начиналось освоение с того вида, в котором те или иные задачи легче решаются. Наклеить готовые кружочки («цветные огоньки», «разноцветные шары») легче, чем передать круглую форму в рисунке и лепке. Наклеивая изображения, ребенок знакомится с формой, очертаниями предмета. Когда после этого детям было предложено нарисовать объект круглой формы, эта форма не являлась для ребенка незнакомой. Вместе с тем он видит, что предметы круглой формы можно не только наклеить, но и нарисовать, и вылепить. И всякий раз в разных видах изображения они выглядят по-разному, а сами изображения создаются разными способами и из разных материалов. Таким образом, расширяются представления об изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации и о жизни.

Передача строения предметов может быть быстрее освоена детьми в лепке и аппликации. В этих видах деятельности ошибку в строении ребенку легко исправить: достаточно отделить неправильно приклеенную часть и прикрепить ее в нужное место. Неправильно нарисованную часть предмета малыш переделать не может (линии исправления вызывают у него чувство неудоволь­ствия), поэтому, чтобы дети быстрее освоили правильное расположение частей в предмете и передачу их в рисунке, мы учили этому вначале на занятиях лепкой и аппликацией. Однако не следует стремиться, к буквальному повторению: лепить птичку, затем наклеивать ее, а потом рисовать. К сожалению, в практике достаточно часто приходится сталкиваться с этим. Такое повторение вызывает лишь скуку и приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.

Проведенные нами многолетние исследования убеждают в том, что, изображая один какой-то предмет, при правильно построенном обучении, основанном на развитии эстетического восприятия и эмоциональном познании формы, конструкции предметов и способов их передачи в рисунке, лепке, аппликации, дети начинают понимать общие закономерности изображения группы предметов, сходных по форме. Например, все предметы, имеющие круглую форму или состоящие из частей круглой формы, могут быть переданы в рисунке либо круговым движением, воспроизводя­щим контур круга, с последующим закрашиванием (или без него), либо двумя дугами, слева и справа смыкающимися в круг, либо цветовым пятном. Постепенно детей можно познакомить со всеми этими способами, а усвоив их, ребенок сможет изобразить в рисунке любой предмет или его часть круглой формы. В лепке для передачи предмета этой формы требуются кругообразные движения двух рук, раскатывающие комок глины или пластилина. На примере изображения одного какого-то животного (собака, кошка и т. п.) дети постигают принцип изображения четвероногого животного вообще и затем создают образы животных, которых они не рисовали ранее и не лепили. Усвоение обобщенных способов изображения дает детям возможность изображать самые разнообразные предметы (без показа педагога), понравившиеся им, вызвавшие желание нарисовать.

Вместе с тем, сравнивая изображаемые объекты, дети находят в них не только общее, но и различное, специфичное только для данного животного, птицы, предмета. Это обогащает их представления о мире, а передача отличий в рисунке способствует более выразительному решению изображения.

Дети, особенно это относится к детям дошкольного возраста, каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползет жук; такого еще малыш не видал! И все внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и опять удивление и радость познания. Мимо детского сада проезжает подъемный кран, «поливальная» машина, и сколько восторженных детских глаз провожают их взглядом! Окружающее вызывает много положительных эмоций у детей и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А узнав возможности рисования, лепки, дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возмож­ности для обогащения рисунков, лепки, аппликаций новым, разнообразным содержанием. И малыши,  и старшие дошкольники находят для своих изображений разные темы из окружающей жизни.

Вот почему изобразительная деятельность должна быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы с детьми носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, знакомство детей с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации. Например, запланировав занятие, на котором детям будет предложено вырезать и наклеить картину «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить детей с едущими по улице машинами, предлагает рассмотреть разные машины.

Зная большой интерес детей к машинам, воспитатель планирует занятие, на котором дети смогут отразить свои впечатления. Мы считали важным, чтобы яркие, интересные события и явления окружающей жизни, взволновавшие ребенка, обязательно нашли отражение в его изобразительном творчестве. Вместе с тем следует помнить, что процесс изображения связан с передачей внешнего вида предмета, его формы, характерных особенностей, отличающих один предмет от другого. Чтобы у детей сложились отчетливые представления о предметах, явлениях, их надо учить всматривать­ся в предмет, в окружающие их явления жизни, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к предмету, явлению, которая прививается с детства и формирует наблюда­тельность, хорошо разработана в японской педагогике эстетического воспитания. Известно, что детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на теплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям жизни, закрепляется интерес к окружающему, но и складываются отчетливые представления о том, что они наблюдали, рассматрива­ли. Все это помогает детям изображать увиденное. Какие предметы и явления окружающей жизни могут стать сюжетом детских рисунков, лепки, аппликаций? Те, что близки им, те, которые они видят, но часто не замечают их красоты. Очень важно показать детям, что их окружает много интересных, красивых, необычных вещей, явлений, вызвать у них желание их изобразить. Для этого совершенно необходимо, чтобы восприятие даже, казалось бы, простых предметов было эмоционально насыщено, сопровождалось образной характеристикой. «Эмоциональная насыщенность вос­приятия,— писал В. А. Сухомлинский, — духовный заряд детского творчества».

Дети каждый день ходят в детский сад. Если их жизнь наполнена интересным содержанием, радостными переживаниями, то предложение нарисовать свой детский сад вызовет у них положительный эмоциональный отклик. Они с удовольствием примутся за создание картины о том, как они гуляют и играют на участке детского сада, в парке, в лесу. Дети с интересом изобразят дом, в котором они живут. Продумывая тематику занятий, воспитатель должен выбирать из того, что интересно детям, чем они живут, что их окружает. Детей радуют события, происходящие в той местности, в которой они живут: праздник города, района, села, сбор урожая, открытие нового клуба, театра, школы, прибытие рыболовецкого судна и многое другое. Если воспитатель умеет организовать эмоциональное восприятие явлений, помочь детям осознать полученные ими впечатления и продумать, что из этого доступно для отражения в изобразительной деятельности детей, то процесс изображения принесет детям радость, повысит их интерес не только к изобразительной деятельности, но и к окружающему, будет способствовать познанию окружающего, формированию любви к своему дому, краю. Особенно это важно применительно к детям дошкольного возраста, для которых характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опираясь на близкое и знакомое детям, нужно строить и их декоративную деятельность. В основу составления декоративных композиций должно быть положено знакомство детей с декора­тивным народным искусством той местности, где они живут.

В нашей системе мы предусматривали связь занятий по рисованию, лепке и аппликации с ознакомлением детей с природой, которая являлась источником творческого вдохновения не одного поколения художников. В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство со сменой времен года (весна, лето, осень, зима), такими явлениями, как дождь, снег, иней, с растительным и животным миром. Мы считали важным включить изображение этих явлений в тематику занятий по рисованию, лепке, аппликации, учитывая специфику каждого вида изобразительной деятельности. Это стимулирует детское творчество, обогащает его новыми образами, формирует интерес к окружающей природе, закладыва­ет основы воспитания бережного отношения к ней.

Целенаправленные наблюдения объектов природы для их последующего изображения осуществлялись как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с объектами природы давали правильные представления о жизни животных, обращали внимание на красоту их внешнего вида, интересные повадки, поведение. Организуя восприятие детьми природных объектов, педагог стремился вызвать положительное эмоциональное отношение к наблюдаемым объектам, что повышало интерес детей к ним и желание нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить. Изображая природу, дети вновь испытывали эстетические чувства, закрепля­лись их знания и представления об ее объектах и явлениях.

Важное значение мы придавали взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей. На этих занятиях детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. У детей развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. И когда затем дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, они стремятся выразить свое отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. В то же время сами занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию речи. Чтобы передать тему, сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи детей в начале занятия им следует предлагать объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании — рассказать о своих работах и работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Если такой анализ в конце занятия проводится систематически, сопровождается дополнениями и комментариями педагога, то дети приобретают умение создавать развернутые высказывания и даже небольшие рассказы о работах, при этом речь их обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк. С целью развития образной, выразительной речи, повышения эмоциональной образности изображений, создаваемых детьми, повышения интереса у них к рисованию, лепке, аппликационной деятельности необходимо разнообразить формы проведения и анализа детских работ, предоставить детям больше свободы в выражении своего отношения к рисункам, лепке.

Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Раскрывая основы взаимосвязи художественного слова и изобра­зительного искусства, советский ученый Н. А. Дмитриева отмечала: «В природе литературного и пластического образа заложено нечто общее. И тог и другой отражает, воссоздает объективные явления, одухотворяет, опосредует их богатством духовной жизни художника, богатством вызываемых ассоциаций. И далее подчеркивает, что художественное слово рождает в нашем изображении «живые картины-образы». Поэтому мы широко использовали в изобразительной деятельности поэзию и как средство повышения интереса к явлению, эмоционального отклика, активизации желания изобразить воспетое в стихах, и как средство создания образной, выразительной характеристики картины, предмета. Так, малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок»:

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажег,

а затем рисуют этот яркий флажок, о котором так образно говорит поэт. На другом занятии они читают стихотворение С. Я. Марша­ка «Песня о елке», а затем вырезают и наклеивают украшения да елку, сделанную из бумаги накануне вместе с воспитателем (коллективная работа).

Особое впечатление вызывает поэтический образ природы. В течение всего времени пребывания в детском саду дети на заня­тиях (по нашей системе) создавали рисунки по мотивам поэтиче­ских произведений о природе. Эти занятия мы старались разнооб­разить, чтобы избежать шаблона. Дети сами определяли содержа­ние своих рисунков. Литературный текст помогал им в этом. Приве­дем пример одного из таких занятий. В подготовительной группе детям предложили нарисовать картины на темы поэтических про­изведений, посвященных временам года; занятие назвали «Круглый год». За основу было взято одноименное произведение С. Я. Мар­шака. Образ каждого месяца в ряде случаев дополнялся стихотвор­ными строками других авторов с целью создания более вырази­тельного образа. Чаще всего прибегали к ярким, образным отрыв­кам из произведений А. С. Пушкина, с которыми дети знакомились в течение всего года, некоторые они разучивали и раньше. Каждый ребенок сам определил: картину какого месяца он нарисует, какой изобразительный материал ему для этого понадобится. Все необходимое было подготовлено на отдельном столе. В результате каждый ребенок создал неповторимый образ. Даже в том случае, когда два-три ребенка рисовали картину одного месяца, их рисунки были совершенно разными и по содержанию, и по манере исполнения. Этому мы придавали особо важное  значение. Всегда обращали на это внимание детей, предлагали сравнить их рисунки, выделить удачные, интересные изображения в каждом из них.

По окончании занятия все рисунки сгруппировали по месяцам, временам года, повесили в группе, получилась интересная выставка «Времена года в рисунках детей». Дети долго их рассматривали, обсуждали, любовались, показывали всем взрос­лым, приходившим в группу, и родителям.

Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложения создавать изображения на темы литературных произведений, как правило, всегда находили живой, эмоциональный отклик у детей. Поэтому в разработанной нами системе занятий большое место занимали такие темы, которые побуждали детей передавать образы литературных произведений. Так, дети рисовали почтальона из стихотворения С. Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита по одноименному произведению К. И. Чуковского. С большим интересом и радостью создавали дети рисунки по сказкам «Конек-горбунок (П. Ершова), «Мальчик с пальчик» (Ш. Перро) и многим другим.

Особенно полюбилось детям разных поколений рисование обложек к сказкам. Впервые это задание было предложе­но Н. П. Сакулиной. Занятию, на котором дети рисовали обложки к книге сказок, предшествовала большая и интересная для детей работа по знакомству их с детской книгой, ее созданием. Воспитатель рассказала детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие - печатники и др.). В группе педагогами вместе в детьми была устроена выставка детской книги. Для этого были использованы не только те книги, которые имелись в группе, в детском саду, но и книги, принесенные детьми и взрослыми из дома. Книги внимательно рассматривались: как они оформлены, кто из художников создавал обложку и рисунки, обращали внимание на отличие манеры оформления таких замечательных художников, как А. Пахомов, Е. Конашевич, В. Лебедев, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, М. Митурич, О. Зотов, Л. Токмаков и многие другие, сравнивали оформление одного и того же произведения разными художниками.

После этого детям предлагалась игровая ситуация: каждый из них — художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге). Дети с большой радостью принимали предложение. Им не терпелось начать рисунок, так как замысел уже сложился в процессе всей предшествующей работы. Результаты получились довольно интересными. Дети проявили выдумку и фантазию. По окончании этого занятия была устроена выставка работ детей. Каждый ребенок выбирал понравившийся ему рисунок товарища, говорил, к какой, по его мнению, сказке создана обложка, рассказывал, почему она ему понравилась. Выставка на несколько дней была оставлена в группе, и дети часто рассматривали и обсуждали рисунки.

Известно, что игра — ведущий вид деятельности дошкольни­ков. В педагогический процесс детского сада включаются разнообразные виды игр, способствующие всестороннему развитию детей. Особое значение в развитии творчества детей, создании эмоционально благоприятного климата в детском учреждении мы придавали взаимосвязи изобразительной деятельности с разно­образными видами игр, включенными в педагогический процесс детского сада. Такая взаимосвязь должна быть установлена, как показано в книге, с разными играми и на разных возрастных этапах дошкольного детства. Взаимосвязь изобразительной деятельности с детскими играми должна осуществляться не от случая к случаю, а систематически, красной нитью проходить через все возрастные группы детского сада. Взаимосвязь изобразительной деятельности с различными играми вызывает положительное, эмоциональное отношение к изображаемому; использование игровых приемов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной рабо­ты в дошкольных учреждениях. Это положение подтверждают работы Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, наши исследования и исследования, проведенные под нашим руководством (Г. Г. Гри­горьевой, А. И. Савенкова, Е. Л. Трусовой и др.), а также широкая опытная работа в детских садах Москвы.

Поэтому особое значение мы придавали взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется той общностью, которая существует между двумя деятельностями. Во-первых, в игре, в изобразительной деятельно­сти дети отражают впечатления об окружающей жизни. Во-вторых, эта связь определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях детей в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу. Давно было замечено, что, создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть. Так, у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Вылепленный цыпленок «пищит» и «клюет» зернышки и т. д.

Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

В своей работе мы использовали разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приемы; дети создавали рисунки, лепку, аппликации, которые затем использовались в разных играх (украшение кукольной комнаты, лепка овощей, фруктов и других изделий для игры в «магазин», декорации и маски для игр-драматизаций и др.), рисовали игруш­ки, то, как они играли. Осуществлялась связь изобразительной деятельности с дидактическими, сюжетно-ролевыми и другими играми.

На занятиях широко использовались игровые ситуации, приемы обучения, обыгрывание созданных изображений. Это создает положительную эмоциональную атмосферу на занятиях, повыша­ет интерес детей к ним, способствует эффективному овладению изобразительными навыками и умениями, что позволяет выразительно решать изображения и, как следствие этого, повышает интерес детей к изобразительной деятельности. Бытует мнение, что игровые приемы обучения и обыгрывание сюжетов целесообразны лишь для младших и средних дошкольников, а старшие якобы в этом не нуждаются. Однако согласиться с этим нельзя, что доказывается исследованиями.

Так, в опытно-экспериментальной работе, осуществляемой А. И. Савенковым под нашим руководством (Новосибирский пединститут), разработан ряд интересных игровых ситуаций, включаясь в которые дети 6—7 лет создают выразительные коллективные картины средствами рисунка, аппликации, конструи­рования. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе, но требования к содержанию и качеству изображения усложняются.

Большое место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра. Поэтому ценным в воспитательном отношении является взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой. Это не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию и самой игры. Ведь для того, чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить, осознать. Изображать ход игры, игровые образы для детей значительно интереснее, чем просто рисовать то или иное жизненное явление. Пережитое ребенком в игре окрашивает его художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунком ребенок рассказывает о том, во что и как он играл. И дети стараются отразить свои игры в рисунках полнее, разнообразнее; в результате рисунки получаются богаче и интереснее по содержанию, а процесс творчества характеризу­ется положительной эмоциональной окраской, глубоко захватыва­ет, поглощает ребенка. Отражение игр детей в рисунках, как показывает опыт, способствует углублению и обогащению содержания самих игр; они становятся более длительными по времени, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.

Как же может осуществляться такая взаимосвязь?

В младшей группе изобразительные возможности детей еще очень невелики, но связь с игрой может и должна быть. Малыши могут на занятиях что-то сделать для игры. Так, они могут слепить для кукол «угощение» (баранки, конфеты, печенье и т. п.), для игры в «магазин» — яблоки, ягоды, огурчики, картофель, помидо­ры и другие овощи и фрукты. Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить (в свободное от занятий время) и внести их в игру, что сделает ее более интересной для детей. Вместе с тем дети увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

Создание предметов для игры, оформления игровых помещений продолжается и в средней группе, но содержание изображения расширяется и усложняется. Так, дети могут создать не только более разнообразные формы «угощений» для кукол, овощей и фруктов для игры в «магазин». Они могут изготовить посуду (из глины) для кукол, нарисовать или вырезать и наклеить красивые нарядные занавески, коврики, салфетки для кукольной комнаты. Необходимость создания предметов для игры повышает желание детей заниматься изобразительной деятельностью, стремление выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Ведь делают они это для себя, для своей игры, и чем лучше у них получится, тем интереснее будет играть. Весь процесс игры и изобразительной деятельности будет сопровождаться положи­тельными эмоциями детей.

Опыт показывает, что связь игры (сюжетно-ролевой) с изобразительной деятельностью расширяется, становится содержательнее и интереснее в старшей и подготовительной группах. Изобразительные навыки и умения позволяют детям передавать впечатления от игр.

Наблюдения за играми детей позволили выделить наиболее распространенные сюжеты. Это поликлиника (больница), семья, магазин, почта, строительство, школа и др., т. е. игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра. Таким образом, педагог, стремясь обогатить содержание игр детей, прежде всего обращает внимание на расширение кругозора детей. Одновременно это служит и обогащению изобразительной деятельности детей. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

И хотя при рисовании на темы окружающей жизни и темы игры дети передают те же картины, рисовать на темы игры им значительно интереснее. Изображение игровых образов и ситуаций вызывает у детей более яркий эмоциональный отклик. Бывает, что само явление не вызывает у них положительных чувств, например посещение поликлиники, а тем более больницы, и рисовать это, конечно же, не особенно радостно. А вот к созданию рисунков о том, как играли в «поликлинику» («больницу»), дети относятся положительно и рисуют с желанием и интересом. Остановимся на описании того, как происходило занятие по рисованию на тему «Как мы играли в «больницу». Еще до занятия воспитатель осуществлял целенаправленную деятельность по обогащению впечатлений детей о работе врача, медсестры, скорой помощи: детям прочли рассказы Н. Журина «Человек заболел», В. Винокурова «Сквозь буран», они рассматривали иллюстрации к этим произведениям. Дети ходили на экскурсию в поликлинику, наблюдали за работой врача в медицинском кабинете детского сада. Воспитатель беседовал с детьми о том, что они узнали. В игру были внесены дополнительные атрибуты: «термометры» для измерения температуры, небольшие листочки (дети разрезали аисты бумаги) для рецептов и др. Все это способствовало тому, что впечатления детей постоянно обогащались и желание играть не ослабевало. Игра длилась несколько дней, прекращаясь на время, снова возобновлялась. Через некоторое время у детей спросили, не хотели бы они нарисовать то, как они интересно играли. Дети откликнулись с удовольствием. Тогда воспитатель предложил детям отразить игру в рисунках и убедился, что замыслы детей разнообразны и интересны. Проведенное занятие показало, что дети рисовали увлеченно, их впечатления разнообразные, достаточно отчетливые, положительные эмоции, связанные с той радостью, которую доставила им игра, позволили выполнить изображения по-разному, достаточно интересно. Так, Алеша нарисовал, как он был на приеме у врача. Он изобразил сидящего а столом врача и около него мальчика. Таня нарисовала медицинский кабинет детского сада и в нем медсестру. Дима передал картину осмотра врачом будущих солдат. Врач сматривал одного, а за ним в ряд стоят еще несколько юношей. Лена нарисовала проведение врачом детского сада утренней гимнастики с детьми. А Аня изобразила, как, осматривая больного, ежащего на кушетке, врач склонился над ним. Детям очень понравились их рисунки, которые были вывешены на доске. К их просмотру они возвращались несколько раз, рассказывая друг ругу о том, что нарисовали.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Это убедительно показано исследовании Е. Л. Трусовой, проведенном под нашим руководством. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует того представления образа литературного героя, сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки.

Это можно сделать при помощи соответствующей позы, жеста, движения, голоса и других средств, что невозможно без воображения. Для игры-драматизации дети могут подготовить декорации, детали костюмов персонажей, маски. Это способствует повышению активности детей. А предложение педагога нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, как они ее представляли, вызывает живой интерес к занятиям изобразительной деятельно­стью, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществлялись по сказкам. При отборе предпочтение отдавали сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитывались и изобразительные возможности детей той или иной группы.

Связь занятий изобразительной деятельностью с играми - драматизациями может осуществляться начиная со средней группы. Для игр-драматизаций могут быть использованы такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц и еж» (по сказке братьев Гримм) и др. В процессе подготовки к драматизациям этих сказок следует продумать, что дети могли бы сделать на занятиях по изобразительной деятельности для игры. Они могут раскрасить вырезанные воспитателем маски животных: волка, козы; могут нарисовать маски зайца, трех медведей. На коллективном занятии дети средней группы могут расписать силуэт теремка. Вот как может быть проведено это занятие. После чтения сказки воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации, на которых изображен теремок. Обсуждая с детьми подготовку драматизации, он предлагает им самим украсить теремок. Украшение теремка может быть организовано как коллективная работа. При этом можно предложить детям украсить силуэт сделанного из больших листов бумаги теремка, нанеся узоры на стены, крышу, наличники теремка (одновременно могут рисовать 3 ребенка). Работу можно организовать и по-другому. Дети, каждый на своем месте, украша­ют полоски бумаги (воспитатель готовит полоски бумаги нужного цвета и размера, гуашь разных цветов). Когда дети нарисуют свои узоры, все вместе продумывают, как лучше расположить расписанные полоски, чтобы теремок получился красивым, нарядным. Чтобы дети смогли создать красивые узоры для теремка, целесообразно устроить в группе выставку детских декоративных рисунков и предметов народного декоративного творчества, доступных по росписи для воспроизведения их детьми, например дымковских игрушек.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети могут изготовить, например, панно с изображением леса.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, пройдет более живо и интересно, вызовет положительные эмоции, которые более глубокие впечатления. Поэтому дети, как правило, с большим удовольствием откликаются на предложение воспитате­ля создать рисунки о том, как они разыгрывали сказку. А так как сказка не просто была прослушана детьми, а активно ими освоена, вызвала у них радостные переживания, то и рисунки получаются полнее, богаче, выразительнее и интереснее.

И в играх-драматизациях, и в рисовании на темы игр перед детьми возникает задача передать образы животных -  персона­жей литературных произведений. Для этого дети должны хорошо знать образ и повадки этих животных. Созданию образа животного помогут рассматривание его изображения в детских книгах, чтение рассказов о нем, а затем создание вместе с детьми его словесного портрета, передача позы, жестов, движений детьми, взявшими на себя роль того или иного животного. Перед рисованием на тему драматизации необходимо вспомнить с детьми внешний облик животных, их движения, повадки. Это поможет детям передать образ животного в рисунке.

В старшей группе содержание сказок, отбираемых для игр - драматизаций, усложняется. В этих сказках больше действующих лиц, сложнее сюжет. Сказки могут быть самые разнообразные. Отбирать их надо с учетом интереса детей, местных и националь­ных особенностей. Могут быть подготовлены игры-драматизации по сказкам «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Гуси- лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» и др. Действия этих сказок происходят в лесу, в поле в разные времена года. Поэтому детей можно активно включить в создание декораций. Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, следует организовать наблюдения детей за природой, познакомить их с тем, как передают картины природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной живописи. Дети могут вместе с воспитателем участвовать в подготовке масок, деталей костюмов. А если к этой работе привлечь и родителей, то эмоциональный отклик детей будет более глубоким. Поэтому дети охотно откликаются на предложение нарисовать картинки о том, как они исполняли сказку. При подготовке к рисованию дети вспоминают, как вели себя герои сказки, что делали, как дети передавали их характер. Так, например, они вспоминали, как медведь из сказки «Маша и медведь» нес корзину дедушке и бабушке и как он хотел остановиться и съесть пирожок. Целесообразно, готовя занятие по рисованию, рассмотреть иллюстрации к той или иной сказке. Если есть иллюстрации сказки разных художников — это особенно ценно, так как можно обратить внимание детей на то, что разные художники изображают персонажа сказок по-разному. В результате комплексной подготовки у детей складываются полные и разнообразные представления о том, что можно изобразить в своих рисунках.

При проведении игры-драматизации требовалась большая работа по подготовке детей к выразительной передаче образов сказок, а затем их выразительному решению в рисунках. Важное значение для создания выразительного образа имеет работа над выразительностью речи при подготовке и проведении игры - драматизации, над выразительностью движений персонажей сказки (быстро и легко скачет зайчик, тяжело переваливается с ноги на ногу медведь и т. п.).

В старшей и подготовительной группах использовали более сложные сказки (большее число персонажей, сюжетов, декора­ций): «Три поросенка», «Серебряное копытце» и др.

Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что в их подготовку и проведение могут быть включены все дети группы: одни в качестве персонажей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи — просто как зрители, активно воспринимающие действия героев сказок, глубоко эмоционально переживающие все события. В разных сказках роли меняются, что способствует приобретению детьми различного эмоционально-художественного опыта.

С большим интересом воспринимают дети предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. При этом они изображают игровых персонажей в образе тех животных, людей, которые являются действующими лицами игры. Так, создавая образ игры «Караси и щука», дети изображают соответствующих рыб. А передавая игру «Гуси-гуси», рисуют бегущих гусей и поджидающего их волка. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную подвижную игру (можно предложить детям на выбор по их желанию нарисовать подвижную игру, кому какая больше нравится), воспринимается детьми с радостью, и рисунки, как правило, получаются весьма разнообразными.

Взаимосвязь изобразительной и игровой деятельности как важное средство повышения эффективности развития содержа­тельной и образно-творческой стороны деятельности ребенка в частности и эстетического воспитания в целом должна най­ти место и в обучении в школе, в особенности в обучении шестиле­ток.

Интересные возможности для установления связи с изобрази­тельной деятельностью содержатся и в дидактических играх. В процессе дидактических игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, которые необходимы для того, чтобы изобразить эти предметы в рисунках, лепке, аппликациях. В дидактических играх дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представления детей об окружающем. У детей формируются обобщенные представления о свойствах группы сходных предметов, которые способствуют овладению детьми обобщенными способами изображения предметов, иными словами, развитию ого изобразительного творчества. Дидактические игры могут предметом детской художественной деятельности. Старшие дошкольники могут сами изготовить несложные дидактические игры, вырезав и наклеив изображения для разнообразных лото, домино и других игр.

Советские педагоги-художники, стоящие на позициях марксистко - ленинской эстетики в понимании изобразительного искусства, как объективно отражающего действительность и выражающего  отношение к ней художника, в изобразительной деятельности ребенка видят средство образного отражения впечатлений, полученных им из жизни и произведений художественного творчества. Это создает прекрасные возможности для установления  тесных связей рисования, лепки, аппликационной деятельности с такими средствами эстетического воспитания, как художественное слово, музыка.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных, и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам стельности каждого вида. Так, в рисовании это форма, штрих, цвет, пропорции, композиции, динамика, ритм; в игре -драматизации — интонации, мимика, жесты, движения; в музыке — темп, динамические оценки, ритмический рисунок и др.

В исследовании С. П. Козыревой, посвященном изучению связи изобразительной деятельности и музыки, определены пути осуществления взаимосвязи, способствующие углублению эстетического развития детей дошкольного возраста, обогащению их творчества новыми образами, новым содержанием. С этой целью ею ипользовались песня, инструментальная программная и непрограммная музыка.

Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, тельное эмоциональное отношение к ним. Это определяет большую доступность песенного произведения для ребенка. Вот осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она быть использована как средство обогащения детского творчества уже на ранних ступенях его развития — с 2—3 лет. Так, дети слушают «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова,  сл. Н Френкель), а затем с удовольствием рисуют, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. А после пения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Волгиной), наклеивают общую картину на тему «Цыплята по травке». Песни как средство обогащения содержания рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.

Программная и непрограммная музыка – более сложные виды музыкального искусства, поэтому программная музыка может вы­ступать во взаимосвязи с изобразительной деятельностью в стар­шей и подготовительной группах, а непрограммная — только в подготовительной. При этом предлагаемые детям произведения должны быть небольшими по объему, с ярко выраженными, доминирующими средствами выразительности, например: «Мело­дия» Т. Ломовой — темповым; отрывок из оперы А. Серова «Рогнеда» — динамическим; марш В. Витлина — метроритмиче­ским.

Конечно, такое деление произведений по доминирующим средствам выразительности несколько условно. Прослушав произведение, дети говорят о своих впечатлениях о прослушанной музыке. А затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию ребенка, рождает у него самые разнообразные образы, обогащающие детское изобразительное творчество. А это в свою очередь углубляет впечатления детей о музыкальных произведени­ях, способствует их запоминанию.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка (в магнитофонной записи либо исполняемая по радио). Опыт такого использования музыки мы находим в педагогике Западного Берлина, Японии. Так используется музыка в США, ФРГ и других странах.

Проведенные исследования убедительно показали, что такая взаимосвязь служит обогащению как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений детей. Происходит обогащение разных видов деятельностей, осуществляемых во взаимосвязи за счет повышения эмоционального отклика детей как на изобразительную, так и на связанную с ней деятельность, каждая из которых обогащает одна другую новым содержанием. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей новыми образами. В рисунках детей появляются кавалеристы («Кавалерийская» Д. Б. Кабалев­ского), Царевна-Лебедь (опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») и др. Необходимость передать образы в изображении и сам процесс рисования, лепки способствуют уточнению знаний и представлений детей о предметах и явлениях природы. Дети создают рисунки, декорации, маски, кукол для плоскостного театра. Все это способствует повышению воспита­тельного эффекта, обогащает эмоциональный опыт детей, создает хорошее настроение, желание действовать самостоятельно собой. Эта основа заключается во взаимосвязи выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выра­зительных средств в одном виде художественной деятельно­сти: музыке, игре-драматизации, затем процесс осмысления этого, обдумывания, как эти образы можно передать в другом виде деятельности его средствами выразительности. Например, как ритм музыкального произведения или его динамику передать сред­ствами рисунка, как выразительные движения, характер образов игр-драматизаций передать в изображении.

Очень важна связь изобразительной деятельности детей с работой по ознакомлению их с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведе­ния народного декоративного искусства, дети получают представ­ление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образа, как по- разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную снедь, посуду. Разнообразие творческого решения при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности искусства. Знаком­ство с изобразительным искусством обогащает детей новыми знаниями, представлениями о мире, раскрывает его богатство и красоту, развивает эстетическое восприятие и воображение, новые выразительные возможности рисунка, лепки, способствует развитию творчества.

Для того чтобы передать выразительность образа в том или ином виде творческой деятельности, дети должны овладеть способами деятельности, без этого создание выразительного образа не возможно ни в одном виде художественно-творческой деятельности. Осуществление взаимосвязи разных видов художе­ственно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).

Это становится возможным только в том случае, если ребенок осознанно овладел средствами выразительности в каждом из видов деятельности.

В связи с этим процесс обучения изобразительной деятельности на занятиях в детском саду необходимо строить так, чтобы формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисовальных движений (по силе, размаху, скорости). Обучение графическим навыкам и умениям не самоцель, а средство эстетического развития: положительные эмоции, которые испытывает ребенок от того, что он сумел изобразить, что хотел, от того, что у него «получилось», углубляют эстетические процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Это позволяет детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает, вызывает отрицательные эмоции и, как следствие этого, отказ от изобразительной деятельности. Педагоги и родители теряют исключительно важное средство всестороннего воспитания детей, формирования их интеллектуальных, духовных, эстетических потребностей.

Известный советский психолог, исследователь детского изобразительного творчества В. И. Киреенко писал: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках вскоре превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь».

25 февраля 2017 в 08:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.