Горбунова Анна Анасовна, воспитатель
ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
«Проследи за колечком» Цель: формировать зрительную и двигательную активность при рассматривании движущихся одноцветных предметов (колец). Оборудование: пластмассовые кольца диаметром 5-7 см красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов. Кольца насаживаются на стержень длиной 60-70 см. Ход игры. Ребенок лежит на спине или сидит, и на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом педагог показывает кольцо, слегка его покачивая. Амплитуда колебания игрушки 5 - 7 см, а частота колебания примерно 2 раза в секунду. Сначала педагог привлекает взгляд ребенка к перемещаемому предмету. Затем можно, слегка покачивая кольцо, перемещать его сначала вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая к ребенку на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка. После перемещения вправо педагог возвращает таким же образом игрушку к глазам ребенка и из исходного положения перемещает влево. Вернув игрушку на прежнее место, педагог перемещает таким же образом вниз от глаз ребенка, затем вверх.
«Отыщи погремушку» Цель: продолжать формировать зрительную, слуховую и двигательную активность при отыскивании погремушки по звуку. Оборудование: 2-3 разноцветные погремушки, окрашенные в чистые цветовые тона и обладающие негромким мягким звуком. Ход игры. Потряхивая погремушкой, находящейся на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, педагог привлекает его внимание к ней. Как только малыш сделает несколько поисковых движений взглядом, необходимо поместить погремушку в поле его зрения, если он не отыскал ее сам, и начинать перемещать ее вправо, влево, вверх, вниз, приближая и удаляя от ребенка.
Цель: обогащать восприятие ребенка цветовыми впечатлениями, формировать зрительную и двигательную активность. Оборудование: две игрушки (одна красного, а другая зеленого цвета), одинаковые по величине, форме и цветовой насыщенности. Ход игры. Над ребенком, лежащим на животе, помещается зеленая игрушка. С этой целью высоко над постоянным местом бодрствования протягивается в горизонтальном направлении от стены к стене белая нитка или тонкий шнур. К ним привязывается на нитке игрушка и спускается вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребенка. Привлекая внимание малыша к игрушке, педагог приводит ее в движение, вращает, потряхивает, извлекает звуки из нее. Через несколько дней (2-3) ребенку демонстрируется красная игрушка, а затем вновь зеленая.
Цель: формировать слуховую, зрительную и двигательную активность. Оборудование: небольшой колокольчик размером 5-7 см. Ход игры. 1-й вариант. Ребенок лежит на спине или сидит. Педагог стоит в стороне, чтобы ребенок его не видел. Педагог звенит колокольчиком (не долго и не громко, 2-3 колебательных движения рукой, давая звуку затихнуть). Ребенок прислушивается к звуку колокольчика, затормозив свои движения. Ещё раз педагог звенит колокольчиком и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, показывает колокольчик ребенку, позванивая. Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. 2-й вариант. Педагог привязывает колокольчик к леске на высоте 50-70 см и перемещает его вправо, заглушив звук Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра лески, взрослый слегка позванивает им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом беззвучно колокольчик перемещается влево Педагог стимулирует поисковые действия ребенка.
«Вот какая красивая погремушка» Цель: формировать зрительную, двигательную и слуховую активность ребенка, приучать его рассматривать высоко подвешенные игрушки. Оборудование: одна новая, разноцветная, погремушка и одна хорошо знакомая, уже не привлекающая внимания. Ход игры. Над ребенком, лежащим на спине, подвешивается новая погремушка-гирлянда (расстояние от груди малыша до игрушки 60-70 см). К ней прикрепляется с помощью лент шириной 2-3 см старая погремушка, до которой ребенок может дотянуться, так как она находится на расстоянии 7-10 см от груди малыша. Педагог покачивает новую погремушку, привлекая к ней винмание малыша. Когда ребенок заметит ее, он затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю.
«Рассматривание лиц взрослых» Цель: формировать зрительную активность ребенка. Ход игры. Заниматься с ребенком могут один или двое взрослых. Следует учитывать, что расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, — 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо. 1-й вариант. Ребенок лежит на вытянутых руках лицом к педагогу. Взрослый, ласково разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, пытается привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. 2-й вариант. Если взрослых двое, то один из них держит ребенка в вертикальном положении у себя на руках, чтобы малыш смотрел за плечо. Второй взрослый, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения.
«Достань погремушки» Цель: формировать зрительную и осязательную активность. Оборудование: разные подвески-погремушки. На расстоянии 60-70 см от груди ребенка подвешиваются яркая многоцветная погремушка и колокольчик. Ниже (7-10 см от груди ребенка) с помощью лент подвешивается другая погремушка. Концы лент, соединяющих верхнюю и нижнюю подвески, свободно свисают. Ход игры. Педагог говорит с малышом, ласково поглаживая его руки с тыльной стороны, чтобы они раскрылись, затем подводит концы лент к рукам малыша. Закрывая ладони, ребенок захватывает концы лент, двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные погремушки и колокольчик. Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на раскачивающиеся над ним игрушки, двигает руками, снова наталкивается на низко подвешенную погремушку и концы лент. Педагог стимулирует ребенка к ощупыванию лент, приводящих в движение все игрушки. Игра проводится 2-4 раза. Всплески активности ребенка чередуются со спокойными паузами.
«Вот какие мишки!» Цель: организовать наблюдение ребенка за перемещаемыми в разных направлениях двумя игрушками, развитие зрительной и двигательной активности. Оборудование: одинаковые игрушки высотой 12-15 см на подставках. Ход игры.Перед лежащим на животе или сидящим ребенком по центру на расстоянии 1 м педагог ставит рядом две игрушки - двух мишек. Привлекая внимание малыша, ласково разговаривая с ним, он начинает перемещать игрушки вправо или влево от центра. Сконцентрировав внимание ребенка на двух игрушках, взрослый медленно отодвигает одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Следя за перемещающейся игрушкой, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус м направлении ее движения. Отведя медвежонка на расстояние до 80-100 см от центра, педагог переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать таким же образом в другую сторону. Ребенок поворачивает голову и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый перемещает игрушки поочередно к центру и так повторяет 2-3 раза. Игра заканчивается разведением игрушек в разные стороны. Эта же игра может проводиться и с другими сюжетными игрушками (зайцами, птичками, куклами и пр.).
«Вот какие ленты!» Цель: формировать зрительную, осязательную активность, совершенствовать движение рук, способствовать накоплению сенсорных впечатлений. Оборудование: высоко подвешенные игрушки, соединенные с лентами шириной 5 см мягкого спокойного цвета. Ход игры. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая подвеска — погремушка-гирлянда, концы которой соединены с двумя лентами, спускающимися к рукам ребенка Педагог привлекает внимание малыша к погремушке. Ребенок непроизвольно сжимая кулачки, случайно схватывает ленту и, не умея сразу выпустить ее из рук, размахивает руками и приводит в движение высоко подвешенную игрушку. Если малыш не захватывает ленту, педагог прикасается к его руке, вызываетраскрытие ладони и подводит к ленте в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватит ленту. Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее и опять приводит в движение высоко подвешенную игрушку.
«Разноцветные ленты» Цель: формировать зрительную, осязательную, слуховую активность и движения рук. Оборудование: колокольчик, подвешенный на расстоянии 60- 70 см от груди ребенка, соединенный с узкими лентами шириной 1,5 см, концы которых опускаются над грудью ребенка. Ход игры. Педагог, позванивая колокольчиком, привлекает внимание ребенка, сидящего или лежащего на спине, к игрушке и лентам. В дальнейшем малышу предоставляется возможность действовать самостоятельно, а педагог следит, чтобы oн не брал ленты в рот. Увидев яркие ленты, услышав звук колокольчика, малыш радостно двигает руками, наталкивается на ленты. Приводя их в движение, он получает новые осязательные и зрительные впечатления. Наталкиваясь на ленты руками, ребенок начинает их ощупывать, захватывать, размахивать руками. Он дергает за ленты, приводит в движение колокольчик, прислушивается к его звукам. Занимаясь с лентами, ребенок может перекладывать их из руки в руку, одновременно захватывать двумя руками, производить разнообразные движения, располагая ленту для лучшего рассматривания, приближая ее к глазам или удаляя, перемещая справа налево или наоборот. Сначала малыш захватывает ленту только в кулак, затем развиваются своеобразные движения пальцев, ощупывающих ленты и пытающихся захватить их.
«Грустная и веселая мелодии» Цель: учить прислушиваться к звучанию различных по эмоциональной окраске мелодий, обогащать сенсорные впечатления. Ход игры. Педагог садится на скамейку у ног ребенка, лежащего на спине, чтобы малыш не видел его. Сам же взрослый должен хорошо видеть лицо ребенка. Предварительно из поля зрения малыша убираются по возможности все предметы, которые будут отвлекать его. Взрослый напевает грустную мелодию (можно использовать и классическую музыку, и народные песни без слов) и наблюдает за малышом. Ребенок, как правило, прекращает движения, затихает, прислушиваясь к мелодии. Затем выражение его лица становится обиженным, грустным, уголки губ опускаются вниз, малыш готов расплакаться. Не следует доводить ребенка до слез, надо сразу же менять грустную мелодию на веселую. При этом важно, чтобы мелодия исполнялась с одинаковой силой звучания, не громко, но и не очень тихо. При смене мелодии у ребенка исчезает грустное выражение лица, оно становится сосредоточенным. Прислушавшись к новой мелодии, малыш начинает оживленно двигать руками и ногами, смотреть по сторонам, улыбаться.
«Возьми игрушку» Цель: формировать у ребенка зрительно-осязательную активность, обучать конкретному практическому действию — захватыванию погремушки из рук взрослого. Оборудование: погремушка с рукояткой для захватывания, ложки с хохломской росписью. Ход игры. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую педагог держит таким образом, чтобы ручка была свободной. Взрослый медленно покачивает ложку, привлекая внимание ребенка. Затем приближает ее к малышу, следит за движениями его рук. Как только малыш сделает попытку взять ложку, взрослый приближает ее к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить. Если малыш выпускает ложку из рук, взрослый повторяет свои действия. При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча малыша. Если он только раскрывал ладонь и схватывал предмет, приближенный взрослым, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже захвата ребенком и слегка оттягивает ее к себе, передавая мышечное усилие руке ребенка.
«Большие и маленькие» Цель: формировать зрительно-осязательную активность, обучать умению захватывать большие и маленькие игрушки, обогащать сенсорный опыт ребенка. Оборудование: большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки. Большие кольца могут быть диаметром 4,5-5 см, маленькие - 3 см. Высота таких колец может быть 0,5-1 см. Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших и три маленьких кольца. Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, педагог кладет большое кольцо. Задача взрослого - помешать ребенку потянуть в рот игрушку. Мягким движением он освобождает кольцо и снова кладет его перед ребенком. Педагог стимулирует малыша брать предмет, раскрывать ладонь, захватывать пальцами, поворачивать в руке, рассматривать колечко в различных ракурсах. После знакомства с большим колечком педагог перед малышом кладет маленькое колечко и снова наблюдает за действиями ребенка, побуждает его рассматривать, удерживать кольце в руке, не только зажав в кулаке, но и с помощью пальцев. Маленькое колечко дается также два раза подряд. Затем перед малышом размещаются большие и маленькие колечки, и ребенку предоставляется возможность брать их по собственному усмотрению в любом порядке Чтобы интерес ребенка к игре не угасал, при повторном ее проведении берут кольца другого цвета. Вместо колец в дальнейшем могут использоваться другие предметы. При подборе предметов для занятия важно учитывать общий принцип: размер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами - 1,5-3 см. Это позволит успешно упражнять руку ребенка.
«Захвати предмет» Цель: обучать умению действовать с предметами разной формы (круглыми и квадратными), развивать зрительную, осязательную активность, разнообразные движения рук. Оборудование: цилиндры и прямоугольные параллелепипеды одинакового цвета. Диаметр круглых предметов 3 см. Высота брусков 1 см. Можно использовать уже знакомые по предыдущей игре кольца от пирамидки и деревянный брусок из набора строительного конструктора. Ход игры. Перед лежащим на животе или сидящим ребенком размещают одно-два колечка, и предоставляется возможность поиграть с ними. Когда интерес ребенка к колечкам пропадет, перед ним помещают два кольца и между ними один квадратный брусок. Делать это надо молча, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Наблюдая за ним, педагог отмечает, предмет какой формы возьмет малыш. Скорее всего, он выберет квадратный брусок, так как сработает эффект новизны. Если ребенок не сделает этого, то педагог должен привлечь внимание малыша к новой форме. Кроме того, необходимо показать, что колечко от пирамидки при любом положении пальцев брать удобно, а квадратный предмет легче удержать, если пальцы располагаются на его противоположных сторонах. При первоначальном знакомстве с бруском квадратной формы ребенок будет хватать его как получится, но в дальнейшем он начнет заранее готовить руку для более удобного захвата заинтересовавшего его предмета.
«Схвати предмет» Цель: учить схватывать предметы треугольной и прямоугольной формы и манипулировать ими, продолжать формировать зрительную, осязательную и двигательную активность. Оборудование: по три предмета треугольной и прямоугольной формы. Сторона предметов треугольной формы 3 см, прямоугольной - 3 и 5 см. Высота всех предметов 1 см. Можно использовать детали из набора строительного конструктора. Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, размещают вначале один прямоугольный брусок. Как только ребенок схватит игрушку и потащит ее в рот, педагог кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как правило, дети сразу же оставляют первую игрушку и схватывают новую; если ребенок не делает этого, педагог побуждает ребенка захватить новый предмет. Таким же образом размещается перед ребенком еще один «кирпичик». Затем к имеющимся в распоряжении ребенка предметам добавляют еще две треугольные призмы и фиксируются, каким игрушкам отдает предпочтение ребенок, а также способы действий с ними.
«Игра на игрушечном рояле» Цель: обогащать сенсорный опыт ребенка, формировать слуховую, двигательную и зрительную активность. Оборудование: игрушечный рояль со снятой крышкой и отвинченными ножками. Ход игры. Перед малышом, лежащим на животе или сидящим за столом, устанавливается игрушечный рояль на таком расстоянии, чтобы ребенок мог дотянуться руками до клавиатуры и не стукнулся лбом об игрушку при резком опускании головы. Педагог играет на рояле, привлекая внимание малыша к новой игрушке. Звук должен быть тихим, мягким. Резкое, громкое звучание может испугать ребенка. Вызвав у ребенка интерес к игрушке, взрослый предоставляет малышу возможность коснуться рукой клавиатуры и извлечь звуки самостоятельно. Если ребенок трогает руками крышку рояля и не попадает на клавиши, педагог берет его руку в свою и мягким движением помогает малышу дотронуться до клавиш. При этом сила удара по клавиатуре должна быть достаточной, чтобы можно было извлечь звуки. В дальнейшем педагог предоставляет малышу действовать самостоятельно, подбадривая его. Предоставив малышу возможность поиграть с инструментом 1-2 минуты, взрослый отодвигает игрушку от ребенка примерно на 10 см, чтобы он не мог достать клавиатуру, и снова играет на инструменте. Эта пауза необходима для того, чтобы ребенок мог отдохнуть и послушать звуки, которые извлекает педагог. Затем снова малышу предоставляется возможность поиграть с инструментом.
«Веселая неваляшка» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, формировать зрительную, слуховую, осязательную и двигательную активность. Оборудование: неваляшка среднего размера (10-12 см высотой). Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, ставится неваляшка. Педагог раскачивает ее и мелодичным звуком привлекает внимание малыша. Вызвав радостное оживление, педагог придвигает игрушку к нему, предоставляя возможность дотронуться до неваляшки и покачать ее. Затем взрослый отодвигает неваляшку от ребенка примерно на 10 см, чтобы малыш смог дотянуться или подползти к игрушке и привести ее в движение. Если у ребенка не получается, нужно, поощряя активные движения рук и ног, приставить свою ладонь к стопам малыша, создавая упор для ног, и помочь ему оттолкнуться и подползти к неваляшке.
«Красивое панно» Цель: привлекать внимание ребенка к ярким, живописным изображениям, обогащать сенсорными впечатлениями, развивать общие движения. Оборудование: жостовский поднос с изображением цветов. Ход игры. У хорошо освещенной стены размещается живописный поднос, который должен находиться на расстоянии 80-100 см от лежащего на животе ребенка. При этом педагог встает позади или сбоку от него, чтобы не попадать в поле его зрения. Педагог старается привлечь внимание малыша к декоративному панно. После 2-3 минут рассматривания панно при попытках малыша приблизиться к нему педагог приставляет свою ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к панно, рассматривает его в новой позиции, трогает руками. Затем малыша снова кладут на живот на прежнем расстоянии от панно и дают ему возможность повторить действия. Игра-занятие может быть интересной длительный период при периодической замене предметов для рассматривания.
«Воздушный шарик» Цель:знакомить с положением предметов в пространстве. Оборудование: надутый воздушный шарик (диаметр примерно 15-20 см), закрепленный на шнуре длиной 20 см. Ход игры. Педагог показывает малышу, лежащему на спине или сидящему за столом, надутый шарик вначале с расстояния 1-1,5 м и наблюдает за его поведением. Если ребенок не заинтересуется игрушкой, то педагог стимулирует следующие действия: тянуть руки к шару, улыбаться. Педагог приближает игрушку к ребенку и предоставляет ему возможность самому взять шар в руки, сжимать руками. От прикосновений ребенка шар меняет свое пространственное расположение, но остается в поле досягаемости малыша. Если шар откатился далеко, педагог берет его и размещает над ребенком так, чтобы малыш мог притянуть его к себе, взяв за шнур. Если ребенок сам не обращает внимание на шнур, педагог, показав шнур, вкладывает его конец в руку малыша. Ребенок на 1-2 секунды затихает, а затем, двигая рукой, перемещает шар, удивляясь и радуясь зрительным и осязательным впечатлениям. После нескольких минут игры с надувным шариком малыша, лежащего на спине, можно перевернуть на живот и предложить ему новую игру. Педагог размещает воздушный шарик так, чтобы малыш мог схватить конец шнура. Если ребенок не обращает внимания на шнур, необходимо показать ему конец шнура, затем шарик. В конце концов малыш схватит шнур и потянет к себе, приближая шар. Лежа на спине, дети удерживают шар, отталкивают его не только руками, но и согнутыми в коленях ногами. Педагог периодически меняет шары, предоставляя малышу возможность знакомиться с шарами разного цвета, различной упругости.
«Красивые гирлянды» (из больших и маленьких колец) Цель: совершенствовать движения рук, способствовать накоплению осязательного и зрительного опыта, практически знакомить с величиной предметов, развивать навык приспособления руки для захвата в соответствии с величиной предмета. Оборудование: кольца от деревянной пирамидки, соединенные шнуром таким образом, чтобы два больших и три маленьких кольца чередовались по размеру, располагаясь в одной плоскости. Каждое кольцо закреплено в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого (для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде). Ход игры. Ребенок лежит на животе, перед ним размещена гирлянда колец разного размера. Педагог побуждает ребенка и демонстрирует необходимые действия: для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо раскрыть широко ладонь, маленькое кольцо можно схватить пальцами. При охвате колец сбоку тоже необходимо соответствующее движение пальцев. Иногда ребенок берет пальцами шнур, соединяющий кольца. Вначале малыш может шлепать раскрытой ладонью одинаково по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверхности кольца и не схватив игрушку, ребенок повторяет движение рукой, но, чтобы изменить расположение пальцев и схватить предмет, требуется помощь педагога. Взяв одно кольцо, малыш изменяет положение других колец в гирлянде и, привлеченный ими, берет поочередно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для ощупывания, схватывания и удерживания игрушек. Потряхивая гирлянду игрушек, педагог побуждает малыша прислушиваться к звукам. Перевернув ребенка на спину, его побуждают продолжать манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в других местах.
«Красивые гирлянды» (из предметов разной формы) Цель: практически знакомить с формой предметов, совершенствовать координацию движений рук под контролем зрения. Оборудование: гирлянда, состоящая из двух деревянных квадратов и трех кругов одинакового цвета с отверстиями по центральной линии и по диаметру. Сторона квадрата и диаметр круга 3 см, а толщина этих фигур от 1 до 1,5 см. (Гирлянду можно сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями посередине.) Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе, размещают гирлянду и предоставляют возможность манипулировать ею. Педагог наблюдает за ребенком и стимулирует его действия: учит поворачивать в руках квадрат, рассматривать его, держа двумя руками за углы, по-разному подготавливать руку к захвату круглых и квадратных предметов. При схватывании круглого предмета пальцы руки размещаются гораздо свободнее. Педагог периодически размещает гирлянду так, чтобы форма предметов была видна ребенку, и наблюдает за способом их схватывания. Ребенка переворачивают на спину и побуждают продолжать манипулировать гирляндой, поочередно играя с квадратным бруском, скользя пальцами по кольцу, берясь за шнур, подтягивая к себе гирлянду за первую понравившуюся деталь. Детям можно предложить играть с пластмассовыми, деревянными или каменными бусами. Схватив гирлянду или бусы, дети получают разнообразные мышечные, осязательные, зрительные, слуховые впечатления. Можно сделать гирлянды и из небольших игрушек, деталей от разобранных погремушек. Именно комплекс игрушек, соединенных между собой, позволяет ребенку накапливать сенсорный опыт.
«Достань игрушку» Цель: формировать практические навыки действий с предметами. Оборудование: неваляшки, резиновая собачка или кошка, погремушка, к которым привязаны ленты шириной 2 см, длиной 20 см. Лучше использовать ленты, тесьму, разные по фактуре, но из натуральных тканей (шелк, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе, размещают на расстоянии 25-30 см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание малыша к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают ребенка схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка при этом приходит в движение. Ребенок может подтянуть ее к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее на прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает малыша снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог, вложив ее конец в ладонь малыша, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающее движение игрушки. После того как ребенок сам или с помощью взрослого подтянет игрушки и поиграет с ними, их можно оставить в поле досягаемости малыша. В дальнейшем можно понаблюдать, как малыш, лежа на спине, самостоятельно захватывает ленты, подтягивает игрушки, поднимает их, размахивает ими. Игрушки с лентами остаются интересными для детей длительное время. Периодически ленты можно менять.
«Бочонок» Цель:обогащать сенсорный опыт при рассматривании бочонка с хохломской росписью, развивать манипулятивные действия. Оборудование: бочонок с крышкой высотой 12-15 см. Ход игры. Педагог показывает бочонок с расстояния 1,5 м и вызывает у малыша желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подползет и попытается взять бочонок, то педагог не сразу отдает ему заинтересовавший предмет: крепко держит его в руках, чтобы ребенок приложил усилия. Взрослый дает ему возможность взяться за крышку и открыть бочонок. Получив крышку от бочонка, малыш начинает под руководством и при поощрении педагога рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а возможно, и попробует на зуб. Если ребенок выронит круглую крышку, покатившись, она опять привлечет его внимание, и он будет стремиться снова взять интересующий его предмет. После непродолжительного манипулирования крышкой взрослый закрывает бочонок, отдает его малышу и побуждает катать бочонок, ползти за ним, пытаться открыть крышку (придерживая его одной рукой, другой открывать, либо одной рукой прижимать к себе бочонок, а другой открывать).
«Достань игрушку из бочонка» Цель: формировать координацию движений рук, учить соразмерять действия руки с величиной предметов. Оборудование: бочонок и вложенные в него игрушки: кольцо от пирамидки, шарик, кубик. Ход игры. Педагог показывает ребенку знакомый бочонок, закрытый крышкой, и потряхивает им, затем предоставляет ему одну только возможность снять крышку и манипулировать ею Педагог убирает крышку в сторону и снова привлекает внимание ребенка, потряхивая бочонок и приговаривая: «Что это гремит? Давай посмотрим!» Далее педагог предлагает игрушки, находящиеся внутри бочонка. Если ребенок их не замечает, взрослый вынимает какой- либо предмет и, показав его малышу, снова кладет в бочонок. При попытке ребенка достать предмет взрослый помогает ему. Так, если ребенок, чтобы достать из бочонка игрушку, направляет к нему раскрытую ладонь, взрослый своей рукой помогает ему собрать пальцы вместе, опускает его руку в бочонок и дает возможность взять какую-либо игрушку. На предложение посмотреть, что еще лежит в бочонке, малыш охотно откликается, вынимая поочередно оставшиеся предметы. Во время игры педагог должен держать бочонок, а ребенок опускает в него руку. (Если бочонок не держать, то малыш опрокинет его и игрушки сами выкатятся из емкости, что снижает дидактическую ценность игры.)
«Достань и спрячь игрушку в ведерко» Цель: совершенствовать движения, способствовать накоплению сенсорного опыта. Оборудование: детское ведерко высотой 12-16 см и игрушки меньшего размера (но не меньше 3 см), сложенные в ведерке. Ход игры. Педагог, потряхивая ведерком с игрушками, привлекает к нему внимание ребенка. Поскольку малыш уже умеет вынимать игрушки, то, показав ему игрушки в ведерке, педагог предлагает его малышу. Ребенок будет вынимать игрушки, а взрослый - придерживать ведерко руками, чтобы оно не опрокинулось. Когда все игрушки будут вынуты и положены в ряд, педагог показывает пустое ведерко и хвалит его, сказав, что он вынул все игрушки и ведерко теперь пустое. Предоставив ребенку возможность поманипулировать игрушками 2-3 минуты, педагог говорит, что теперь можно сложить игрушки в ведерко. Складывая поочередно предметы, взрослый называет их: «Шарик положим в ведерко и колечко тоже положим». Складывая остальные игрушки, педагог предлагает малышу: «Возьми кубик, положи его в ведерко». Если малыш взял не кубик, а другой предмет, то взрослый называет именно его и предлагает ребенку положить в ведерко. Если малыш не решается разжать пальцы и опустить игрушку, то взрослый осторожно разжимает пальцы ребенка. При успешных действиях он хвалит ребенка. Собрав вместе с малышом все игрушки, взрослый поясняет, что игрушки в ведерке. Отставив немного, примерно на 1,5 м в сторону от ребенку, ведерко, он спрашивает: «Где ведерко?» Малыш может потянуться к названному предмету или посмотреть в его сторону, взрослый хвалит его: «Вот ведерко! Достань еще игрушки!» Придерживая его руками, педагог предоставляет малышу возможность снова вынуть игрушки, поиграть с ними, затем собрать в ведерко.
«Поиграем в бубен» Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка в процессе манипулирования предметами разной фактуры, обучать обследованию различных предметов при постукивании. Оборудование: деревянный кубик и брусок прямоугольной формы (кирпичик), бубен. Ход игры. Сидящему за столом или на полу ребенку педагог показывает деревянный кубик, похлопывает по нему ладонью, негромко постукивает им о стол или пол. Затем отдает кубик ребенку и предлагает ему совершить те же действия. Если ребенок сам не сможет их выполнить, педагог берет своей рукой руку малыша с кубиком и стучит им о разные предметы. Затем взрослый показывает ребенку прямоугольный деревянный брусок (кирпичик), производит те же действия и передает его малышу. После этого используется бубен, по которому вначале ударяют кубиком, затем кирпичиком и, наконец, ладонью. Ребе нок получает бубен. Взрослый помогает ему регулировать силу удара и соответственно силу звучания. При несильных ударах и спокойном звучании он хвалит ребенка, при резких, громких звуках выражает недовольство, поясняя малышу, что это плохо. Педагог учит ребенка вслушиваться в длительность звучания до полного затихания звука. После ознакомления с бубном ребенку дают колокольчик, тихонько позванивая им.
«Сжимание игрушек» Цель: развивать сенсомоторную активность, обучать сжимать игрушки и извлекать при этом звуки. Оборудование: резиновая и пластмассовая собачки или другие игрушки. Ход игры. Педагог показывает ребенку собачек, хвалит их, поглаживает. Перемещая собачек перед малышом, поясняет, что они ходят, гуляют. Сжимая резиновую игрушку, привлекает внимание малыша новыми звуками. При сжатии пластмассовой игрушки звучание отсутствует, и педагог обращает на это внимание ребенка. После показа игрушек педагог размещает на столе перед малышом обеих собачек, причем резиновую слева, пластмассовую справа. Во время самостоятельного манипулирования ребенка игрушками взрослый обращает внимание на то, какой из собачек малыш отдает предпочтение. Если малыш не умеет сжимать игрушку, педагог берет его руку в свою и помогает извлечь звук. При повторном проведении игры можно предложить другую пару игрушек разной фактуры: резиновую и матерчатую кукол. При этом обращается внимание ребенка на то, что одна из кукол пищит, а другая — молчит.
«Давай порисуем!» Цель: знакомить ребенка с фломастером, обучать проводить линии на бумаге, замечать их. Оборудование: толстый фломастер (карандаш) зеленого, синего, красного или фиолетового цветов, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20 на 30 см. Ход игры. Педагог показывает ребенку, сидящему у него на коленях, лист белой бумаги и кладет его на стол (данное занятие можно проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть выражение лица малыша, его действия). Затем взрослый дает малышу фломастер и предоставляет возможность схватить его в кулачок острием вниз. Взяв руку ребенка в свою, педагог вместе с малышом проводит линии на листе бумаги, обращая внимание на след, оставляемый фломастером. Увидев след, оставленный фломастером, ребенок свободной рукой попытается схватить линию, при этом он выпустит фломастер из правой руки. Отодвинув лист от ребенка, педагог хвалит малыша: «Как хорошо нарисовал, молодец». Затем снова дает ребенку фломастер и слегка поддерживает снизу руку малыша ближе к запястью таким образом, чтобы острие фломастера касалось бумаги. В этих условиях при малейшем движении руки ребенка на бумаге остается линия.
«Занимательное ведерко» Цель: учить ребенка выполнять простейшие действия с предметами, обращая его внимание на цвет и форму, вызывать эмоционально - положительный отклик, формировать двигательную активность рук. Оборудование: ведерко с крышкой и мелкие игрушки разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок прямоугольной формы, кирпичик, грибочек, огурчик, мячик. Сверху в ведерке лежат кубик, кирпичик, пирамидка - предметы, которые могут быть устойчиво размещены на столе. Высота ведерка равна 10- 12 см, размер игрушек 3-5 см. Ход игры. Педагог показывает ведерко, закрытое крышкой, потряхивает им и поясняет, что там что-то есть. Сняв крышку, показывает малышу предметы, находящиеся в ведерке. Затем предлагает опустить руку в ведерко и достать какую-либо игрушку. Вначале малыш достанет кубик или брусок. Педагог радуется этому: «Ах, какая красивая игрушка!» Предоставив малышу возможность рассмотреть кубик, обследовать его, взрослый напоминает, что в ведерке еще есть игрушки, и предлагает достать еще что-нибудь. Таким образом, ребенок достает вначале кубик, затем брусок-кирпичик, пирамидку, грибочек, огурчик и, наконец, мячик. После рассматривания и манипулирования каждым предметом взрослый просит малыша положить их на стол, затем расположить предметы таким образом: кубик на кирпичик, а сверху поставить пирамидку или грибочек. Ребенок по собственной инициативе может попытаться положить один кубик на другой, круглый предмет на овальный, постигая на практике, что не все эти предметы ставятся, некоторые хорошо катятся. После того как ребенок рассмотрит все игрушки, педагог предлагает сложить их в ведерко. Вначале взрослый складывает игрушки сам, затем просит малыша помочь ему, далее предоставляет возможность ребенку действовать самостоятельно. Если ребенок пассивен на занятии и не проявляет желания складывать игрушки в ведерко, педагог мягким движением берет его руку в свою и вместе с ним складывает игрушки.
«Большие и маленькие кубики» Цель: обучать ребенка простейшим действиям с предметами, обогащать сенсорный опыт в процессе действия с большими и маленькими предметами, развивать координацию движений рук. Оборудование: большое и маленькое ведерки с комплектом больших и маленьких кубиков (четыре больших и четыре маленьких). Высота большого ведерка 16 см, маленького - 10 см. Длина ребра большого кубика 4,5 см, маленького - 3 см. Ход игры. Педагог показывает ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, потряхивает им, предлагает открыть крышку и достать те предметы, которые находятся в ведерке, хвалит ребенка за выполненные действия. Взрослый помогает ребенку достать кубики, рассмотреть, сложить их снова в ведерко. Когда кубики будут собраны в ведерко, взрослый предлагает закрыть его крышкой. Похвалив малыша, взрослый ставит рядом с большим ведерком маленькое и предлагает посмотреть, что лежит в маленьком ведерке. Помогая малышу открыть крышку, он предлагает вынуть все предметы и рассмотреть их. Затем педагог раскладывает из большого ведерка большие кубики и объясняет малышу, что у них теперь много игрушек - большие и маленькие. Важно, чтобы малыш раскладывал кубики на столе в поле своего зрения, не нагромождая, их друг на друга. Затем подвигают к ребенку маленькое ведерко и предлагают сложить в него маленькие кубики. После отбора маленьких кубиков педагог вместе с ребенком закрывает крышкой маленькое ведерко и предлагает малышу сложить оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Ребенок охотно оперирует с предметами маленького размера, так как они удобны для захватывания. Поэтому взрослый вначале сам складывает большие кубики, а ребенок берет маленькие, более удобные для него предметы. Во втором случае взрослый предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое ведерко, показывая образец выполнения задания. При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы при захватывании игрушек ребенок раскрывал ладонь соответственно их величине.
«Разноцветные игрушки» Цель: накапливать у ребенка цветовые представления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать зрительную и осязательную активность. Оборудование: ведерко с крышкой и комплект мелких предметов, окрашенных в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный или белый цвета. К ведерку подбирается комплект следующих игрушек: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик. Высота ведерка 12 см, размер игрушек для вкладывания 3-4,5 см, цвет яркий, чистый, одинаковой насыщенности. Ход игры. Показывая ребенку ведерко, педагог предлагает открыть его и посмотреть, что находится внутри. Ребенок с помощью педагога снимает крышку и достает из ведерка мелкие игрушки. Взрослый помогает малышу раскладывать их на столе так, чтобы они все были в поле зрения ребенка и не закрывали друг друга. Педагог называет те предметы, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые. Игрушки размещаются на столе в соответствии с цветовой гаммой: слева от ребенка красный помидор, затем оранжевый апельсин, желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика ребенок размещает сам. Предоставив возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает собрать их. Придвинув к малышу ведерко, он сначала сам кладет туда одну игрушку и предлагает малышу следовать его примеру. Когда все предметы будут собраны, педагог просит ребенка закрыть ведерко крышкой. Если ребенок проявляет интерес к игрушкам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки, и предлагает малышу снова открыть ведерко, достать игрушки и разместить их на столе.
«Нанизывание колец на стержень» Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, формировать положительное отношение к занятиям. Оборудование: стержень, укрепленный на основании. Высота стержня 20 см, вершина стержня закругленная, пять колец с большими отверстиями. Диаметр внешнего края кольца 5 см, внутреннего - 3 см. Ход игры. Педагог показывает ребенку кольцо, обращая при этом его внимание на то, какое оно красивое. Затем дает его малышу и побуждает манипулировать им, рассмотреть его. После этого взрослый показывает ребенку стержень для нанизывания колец, придвигает его к ребенку, показывает, что у него есть кольцо. Надев его на стержень, взрослый предлагает выполнить такое же действие и ребенку. Если малыш не справляется с заданием, взрослый говорит ему, что они вместе наденут колечко на стержень. Мягким движением взрослый берет руку ребенка, в которой тот держит кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня. При повторении занятий кольца могут быть заменены другими по цвету. Важным оказывается размер отверстия кольца, позволяющий ребенку свободно снимать и надевать его на стержень.
«Нанизывание на стержень колец одинакового размера» Цель: учить детей снимать и надевать на стержень легко снимающиеся кольца, развивать координацию движений рук под зрительным контролем, обогащать осязательное восприятие. Оборудование: одноцветные пирамидки из пяти колец одинакового размера (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, а также черного или белого цвета). Ход игры. Педагог показывает ребенку пирамидку красного цвета, привлекая его внимание пояснением, что пирамидка очень красивая, вот какая. Сосредоточив внимание ребенка, взрослый начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая малышу помочь снять то одно, то другое. Когда все кольца будут сняты, педагог предлагает малышу вместе с ним надеть кольца на стержень пирамидки. После того как все кольца будут надеты на пирамидку, ребенку предлагают пирамидку другого цвета для самостоятельного выполнения задания, при этом подбадривая его: «Правильно, молодец, снимай колечко, а теперь надевай», привлекая внимание ребенка к игре, помогая ему выполнять действия, взяв своей рукой руку ребенка, направляя ее.
«Найди окошко» Цель: учить ребенка обращать внимание на форму предметов при выполнении элементарных действий с ними, формировать зрительную и осязательную активность. Оборудование: коробка с круглым и квадратным отверстиями, кубик и шарик для проталкивания. Длина ребра кубика 4,5 см, диаметр шарика тоже 4,5 см. Размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара, при этом шар не должен проходить в квадратное отверстие, а кубик - в круглое. Ход игры. Педагог показывает коробку с отверстиями, обращая внимание ребенка на их форму. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое «окошко»; обводя рукой квадратное отверстие, поясняет, что есть и такое «окошко». Затем предлагает ребенку вместе обвести рукой круглое и квадратное отверстия. После ознакомления ребенка с отверстиями в коробке педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в «окошко». Затем опускает его. Момент исчезновения шарика в отверстии педагог сопровождает радостными словами: «Нет шарика», вызывая у ребенка эмоциональный отклик. Затем взрослый показывает малышу кубик и поясняет, что и для него есть свое «окошко», и предлагает найти его. Вместе с ребенком опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у малыша эмоционально-положительный отклик при исчезновении игрушки. Далее педагог предлагает поочередно опустить игрушки в соответствующее отверстие. Сначала дает ребенку шарик. Коробку перед малышом надо разместить так, чтобы справа находилось круглое отверстие. Учитывая, что у большинства детей проявляется феномен праворукости, когда ребенок предпочитает действовать правой рукой и опускает предмет в крайнее правое отверстие, можно заранее рассчитывать, что он выполнит задание правильно. Это и необходимо для создания у малыша эмоционально-положительного отношения к заданию. После того как ребенок опустит в круглое отверстие шарик, ему предлагается кубик. Если ребенку будет трудно найти нужный ракурс кубика при проталкивании в соответствующее отверстие, педагог помогает ему, беря своей рукой руку малыша и придавая ей соответствующее положение.
«Красивая пирамидка» Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, формировать представление о величине предметов (большие и маленькие), развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем. Оборудование: стержень на подставке и кольца двух размеров (большие и маленькие). Ход игры. Педагог демонстрирует пирамидку и говорит, что она красивая, состоит из колец. Затем разбирает ее, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание ребенка к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как прежние, они другие, вот какие: большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец). Потом педагог собирает пирамидку. Надев одно большое кольцо, предлагает ребенку надеть такое же. Сверху надеваются маленькие кольца. Когда вся пирамидка будет собрана, малышу предоставляется возможность выполнить задание полностью. При этом взрослый должен следить, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если он не справляется, педагог напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем такое же и т. д.
Первый этап
«Поймай игрушку» Цель: учить практически различать форму: перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой предмета. Оборудование: веревки с подвешенными игрушками или сеточки с игрушками. Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассматривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2-3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
«Спрячь игрушку (картинку)» Цель: учить соотносить формы предметов с помощью проб. Оборудование: коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки. Ход игры. Педагог раскладывает на столе две коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3-6.
«Чей домик?» Цель: учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Оборудование: четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези. Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это «домик», что в нем должно находиться — шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3-5. При выполнении задания результат должен быть закреплен словами педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
Цель: продолжать учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Оборудование: коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т. д.), объемные геометрические формы. Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ребенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями, что усложняет задание, выполнение которого требует большей организации деятельности, большего числа проб.
Цель: сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности. Оборудование: воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета. Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим детям прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному - кубик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».
«Почтовый ящик» Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. Оборудование: почтовый ящик - пластмассовая или деревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки. Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
«Спрячь шарик в ладошках» Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с их величиной. Оборудование: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос. Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двухшариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то задание выполнить невозможно, и шарик остается на виду. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому, что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
«Спрячь игрушки» Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с их величиной, учить пользоваться пробами при выполнении задания. Оборудование: зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей. Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками(двух размеров) и по две игрушки - большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки. Ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом педагог побуждает детей пробовать.
«Опусти шарик в коробку» Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей использовать метод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький». Оборудование: коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета. Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас они узнают, какой шарикспрячется в этом «домике». Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в «домике», педагог обращает внимание детей на то, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
«Помоги мишке и кукле» Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей использовать метод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький». Оборудование: кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.), разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур. Ход игры. Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, около другой - мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое отверстие, маленький - в маленькое. Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его. Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, взрослый вызывает другого ребенка. Игра повторяется.
«Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)» Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей использовать метод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький», учить соотносить по величине плоскостные и объемные фо 25 февраля 2017 в 08:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.