Горбунова Анна Анасовна, воспитатель

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 

Подготовительный этап

 

«Проследи за колечком»

Цель: формировать зрительную и двигательную активность при рассматривании движущихся одноцветных предметов (колец).

Оборудование: пластмассовые кольца диаметром 5-7 см красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов. Кольца насаживаются на стержень длиной 60-70 см.

Ход игры. Ребенок лежит на спине или сидит, и на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом педагог показывает кольцо, слегка его покачивая. Амплитуда колебания игрушки 5 -  7 см, а частота колебания примерно 2 раза в секунду.

Сначала педагог привлекает взгляд ребенка к перемещаемому предмету. Затем можно, слегка покачивая кольцо, перемещать его сначала вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая к ребенку на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка.

После перемещения вправо педагог возвращает таким же образом игрушку к глазам ребенка и из исходного положения перемещает влево. Вернув игрушку на прежнее место, педагог перемещает таким же образом вниз от глаз ребенка, затем вверх.

 

«Отыщи погремушку»

Цель: продолжать формировать зрительную, слуховую и дви­гательную активность при отыскивании погремушки по звуку.

Оборудование: 2-3 разноцветные погремушки, окрашенные в чистые цветовые тона и обладающие негромким мягким зву­ком.

Ход игры. Потряхивая погремушкой, находящейся на рассто­янии 60-70 см над грудью ребенка, педагог привлекает его вни­мание к ней. Как только малыш сделает несколько поисковых движений взглядом, необходимо поместить погремушку в поле его зрения, если он не отыскал ее сам, и начинать перемещать ее вправо, влево, вверх, вниз, приближая и удаляя от ребенка.

 

«Разноцветные игрушки»

Цель: обогащать восприятие ребенка цветовыми впечатле­ниями, формировать зрительную и двигательную активность.

Оборудование: две игрушки (одна красного, а другая зелено­го цвета), одинаковые по величине, форме и цветовой насы­щенности.

Ход игры. Над ребенком, лежащим на животе, помещается зеленая игрушка. С этой целью высоко над постоянным мес­том бодрствования протягивается в горизонтальном направле­нии от стены к стене белая нитка или тонкий шнур. К ним при­вязывается на нитке игрушка и спускается вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребен­ка. Привлекая внимание малыша к игрушке, педагог приводит ее в движение, вращает, потряхивает, извлекает звуки из нее. Через несколько дней (2-3) ребенку демонстрируется красная игрушка, а затем вновь зеленая.

 

«Найди колокольчик»

Цель: формировать слуховую, зрительную и двигательную активность.

Оборудование: небольшой колокольчик размером 5-7 см.

Ход игры.

1-й вариант. Ребенок лежит на спине или сидит. Педагог стоит в стороне, чтобы ребенок его не видел. Педагог звенит колокольчиком (не долго и не громко, 2-3 колебательных движения рукой, давая звуку затихнуть). Ребенок прислушивается к звуку колокольчика, затормозив свои движения. Ещё раз педагог звенит колокольчиком и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, показывает колокольчик ребенку, позванивая. Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова.

2-й вариант. Педагог привязывает колокольчик к леске на высоте 50-70 см и перемещает его вправо, заглушив звук Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра лески, взрослый слегка позванивает им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом беззвучно колокольчик перемещается влево Педагог стимулирует поисковые действия ребенка.

 

«Вот какая красивая погремушка»

Цель: формировать зрительную, двигательную и слуховую активность ребенка, приучать его рассматривать высоко подвешенные игрушки.

Оборудование: одна новая, разноцветная, погремушка и одна хорошо знакомая, уже не привлекающая внимания.

Ход игры. Над ребенком, лежащим на спине, подвешивается новая погремушка-гирлянда (расстояние от груди малыша до игрушки 60-70 см). К ней прикрепляется с помощью лент шириной 2-3 см старая погремушка, до которой ребенок может  дотянуться, так как она находится на расстоянии 7-10 см от груди малыша.

Педагог покачивает новую погремушку, привлекая к ней винмание малыша. Когда ребенок заметит ее, он затихает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на низко подвешенную погремушку, приводя в движение верхнюю.

 

«Рассматривание лиц взрослых»

Цель: формировать зрительную активность ребенка.

Ход игры. Заниматься с ребенком могут один или двое взрос­лых. Следует учитывать, что расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, — 80-100 см, при более близ­ком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.

1-й  вариант. Ребенок лежит на вытянутых руках лицом к педагогу. Взрослый, ласково разговаривая с ребенком, улы­баясь ему, пытается привлечь его внимание к себе, вызвать от­ветную улыбку.

2-й  вариант. Если взрослых двое, то один из них дер­жит ребенка в вертикальном положении у себя на руках, чтобы малыш смотрел за плечо. Второй взрослый, ласково разгова­ривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь по­пасть в поле его зрения.

 

«Достань погремушки»

Цель: формировать зрительную и осязательную активность.

Оборудование: разные подвески-погремушки. На расстоянии 60-70 см от груди ребенка подвешиваются яркая многоцвет­ная погремушка и колокольчик. Ниже (7-10 см от груди ре­бенка) с помощью лент подвешивается другая погремушка. Концы лент, соединяющих верхнюю и нижнюю подвески, сво­бодно свисают.

Ход игры. Педагог говорит с малышом, ласково поглаживая его руки с тыльной стороны, чтобы они раскрылись, затем под­водит концы лент к рукам малыша. Закрывая ладони, ребенок захватывает концы лент, двигает руками, приводя в движение высоко подвешенные погремушки и колокольчик.

Выпустив концы лент из рук, малыш радуется, глядя на рас­качивающиеся над ним игрушки, двигает руками, снова на­талкивается на низко подвешенную погремушку и концы лент. Педагог стимулирует ребенка к ощупыванию лент, приводящих в движение все игрушки.

Игра проводится 2-4 раза. Всплески активности ребенка чередуются со спокойными паузами.

 

«Вот какие мишки!»

Цель: организовать наблюдение ребенка за перемещаемыми в разных направлениях двумя игрушками, развитие зрительной и двигательной активности.

Оборудование: одинаковые игрушки высотой 12-15 см на подставках.

Ход игры.Перед лежащим на животе или сидящим ребенком по центру на расстоянии 1 м педагог ставит рядом две игрушки - двух мишек. Привлекая внимание малыша, ласково разговаривая с ним, он начинает перемещать игрушки вправо или влево от центра. Сконцентрировав внимание ребенка на двух игрушках, взрослый медленно отодвигает одну игрушку от другой, приговаривая: «Идет мишка, топ-топ». Следя за перемещающейся игрушкой, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус м направлении ее движения. Отведя медвежонка на расстояние до 80-100 см от центра, педагог переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает ее отодвигать таким же образом в другую сторону. Ребенок поворачивает голову и весь корпус вслед за перемещающимися игрушками то в одну, то в другую сторону. Далее взрослый перемещает игрушки поочередно к центру и так повторяет 2-3 раза.

Игра заканчивается разведением игрушек в разные стороны.

Эта же игра может проводиться и с другими сюжетными игрушками (зайцами, птичками, куклами и пр.).

 

«Вот какие ленты!»

Цель: формировать зрительную, осязательную активность, совершенствовать движение рук, способствовать накоплению сенсорных впечатлений.

Оборудование: высоко подвешенные игрушки, соединенные с лентами шириной 5 см мягкого спокойного цвета.

Ход игры. Над ребенком, лежащим на спине, размещается знакомая подвеска — погремушка-гирлянда, концы которой соединены с двумя лентами, спускающимися к рукам ребенка Педагог привлекает внимание малыша к погремушке. Ребенок непроизвольно сжимая кулачки, случайно схватывает ленту и, не умея сразу выпустить ее из рук, размахивает руками и приводит в движение высоко подвешенную игрушку. Если малыш не захватывает ленту, педагог прикасается к его руке, вызываетраскрытие ладони и подводит к ленте в тот момент, когда малыш разожмет кулачок. Закрывая ладонь, ребенок захватит ленту. Выпустив ленту из рук и чувствуя ее прикосновение, ребенок сжимает и разжимает кулачки, снова захватывает ленту пальчиками, дергает ее и опять приводит в движение высоко подвешенную игрушку.

 

«Разноцветные ленты»

Цель: формировать зрительную, осязательную, слуховую активность и движения рук.

Оборудование: колокольчик, подвешенный на расстоянии 60- 70 см от груди ребенка, соединенный с узкими лентами шириной 1,5 см, концы которых опускаются над грудью ребенка.

Ход игры. Педагог, позванивая колокольчиком, привлекает  внимание ребенка, сидящего или лежащего на спине, к игрушке и лентам. В дальнейшем малышу предоставляется возможность действовать самостоятельно, а педагог следит, чтобы oн не брал ленты в рот. Увидев яркие ленты, услышав звук колокольчика, малыш радостно двигает руками, наталкивается на ленты. Приводя их в движение, он получает новые осязательные и зрительные впечатления. Наталкиваясь на ленты руками, ребенок начинает их ощупывать, захватывать, размахивать руками. Он дергает за ленты, приводит в движение колокольчик, прислушивается к его звукам.

Занимаясь с лентами, ребенок может перекладывать их из руки в руку, одновременно захватывать двумя руками, производить разнообразные движения, располагая ленту для лучшего рассматривания, приближая ее к глазам или удаляя, перемещая справа налево или наоборот. Сначала малыш захватывает ленту только в кулак, затем развиваются своеобразные движе­ния пальцев, ощупывающих ленты и пытающихся захватить их.

 

«Грустная и веселая мелодии»

Цель: учить прислушиваться к звучанию различных по эмоци­ональной окраске мелодий, обогащать сенсорные впечатления.

Ход игры. Педагог садится на скамейку у ног ребенка, лежа­щего на спине, чтобы малыш не видел его. Сам же взрослый должен хорошо видеть лицо ребенка. Предварительно из поля зрения малыша убираются по возможности все предметы, ко­торые будут отвлекать его.

Взрослый напевает грустную мелодию (можно использовать и классическую музыку, и народные песни без слов) и наблю­дает за малышом.

Ребенок, как правило, прекращает движения, затихает, при­слушиваясь к мелодии. Затем выражение его лица становится обиженным, грустным, уголки губ опускаются вниз, малыш го­тов расплакаться. Не следует доводить ребенка до слез, надо сразу же менять грустную мелодию на веселую. При этом важ­но, чтобы мелодия исполнялась с одинаковой силой звучания, не громко, но и не очень тихо.

При смене мелодии у ребенка исчезает грустное выражение лица, оно становится сосредоточенным. Прислушавшись к но­вой мелодии, малыш начинает оживленно двигать руками и ногами, смотреть по сторонам, улыбаться.

 

«Возьми игрушку»

Цель: формировать у ребенка зрительно-осязательную актив­ность, обучать конкретному практическому действию — захва­тыванию погремушки из рук взрослого.

Оборудование: погремушка с рукояткой для захватывания, ложки с хохломской росписью.

Ход игры. Ребенку, лежащему на спине, показывают краси­вую ложку, которую педагог держит таким образом, чтобы руч­ка была свободной. Взрослый медленно покачивает ложку, привлекая внимание ребенка. Затем приближает ее к малышу, сле­дит за движениями его рук. Как только малыш сделает попыт­ку взять ложку, взрослый приближает ее к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить. Если малыш выпускает ложку из рук, взрослый повторяет свои действия.

При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча малы­ша. Если он только раскрывал ладонь и схватывал предмет, при­ближенный взрослым, не направляя предплечье ему навстре­чу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже зах­вата ребенком и слегка оттягивает ее к себе, передавая мышечное усилие руке ребенка.

 

«Большие и маленькие»

Цель: формировать зрительно-осязательную активность, обучать умению захватывать большие и маленькие игрушки, обогащать сенсорный опыт ребенка.

Оборудование: большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки. Большие кольца могут быть диаметром 4,5-5 см, маленькие - 3 см. Высота таких колец может быть 0,5-1 см. Желательно в распоряжение ребенка предоставить три боль­ших и три маленьких кольца.

Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, педагог кладет большое кольцо. Задача взрослого - помешать ребенку потянуть в рот игрушку. Мягким движением он освобождает кольцо и снова кладет его перед ребенком. Пе­дагог стимулирует малыша брать предмет, раскрывать ладонь, захватывать пальцами, поворачивать в руке, рассматривать колечко в различных ракурсах.

После знакомства с большим колечком педагог перед малы­шом кладет маленькое колечко и снова наблюдает за действия­ми ребенка, побуждает его рассматривать, удерживать кольце в руке, не только зажав в кулаке, но и с помощью пальцев.

Маленькое колечко дается также два раза подряд. Затем пе­ред малышом размещаются большие и маленькие колечки, и ребенку предоставляется возможность брать их по собственному усмотрению в любом порядке

Чтобы интерес ребенка к игре не угасал, при повторном ее проведении берут кольца другого цвета. Вместо колец в дальнейшем могут использоваться другие предметы.  При подборе предметов для занятия важно учитывать общий принцип: раз­мер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами - 1,5-3 см. Это по­зволит успешно упражнять руку ребенка.

 

«Захвати предмет»

Цель: обучать умению действовать с предметами разной фор­мы (круглыми и квадратными), развивать зрительную, осяза­тельную активность, разнообразные движения рук.

Оборудование: цилиндры и прямоугольные параллелепипе­ды одинакового цвета. Диаметр круглых предметов 3 см. Высо­та брусков 1 см. Можно использовать уже знакомые по преды­дущей игре кольца от пирамидки и деревянный брусок из на­бора строительного конструктора.

Ход игры. Перед лежащим на животе или сидящим ребенком размещают одно-два колечка, и предоставляется возможность поиграть с ними. Когда интерес ребенка к колечкам пропадет, перед ним помещают два кольца и между ними один квадрат­ный брусок. Делать это надо молча, чтобы не отвлекать внима­ние ребенка. Наблюдая за ним, педагог отмечает, предмет ка­кой формы возьмет малыш. Скорее всего, он выберет квадрат­ный брусок, так как сработает эффект новизны. Если ребенок не сделает этого, то педагог должен привлечь внимание малы­ша к новой форме. Кроме того, необходимо показать, что ко­лечко от пирамидки при любом положении пальцев брать удоб­но, а квадратный предмет легче удержать, если пальцы распо­лагаются на его противоположных сторонах.

При  первоначальном знакомстве с бруском квадратной фор­мы ребенок будет хватать его как получится, но в дальнейшем он начнет заранее готовить руку для более удобного захвата заинтересовавшего его предмета.

 

«Схвати предмет»

Цель: учить схватывать предметы треугольной и прямоу­гольной формы и манипулировать ими, продолжать форми­ровать зрительную, осязательную и двигательную активность.

Оборудование: по три предмета треугольной и прямоуголь­ной формы. Сторона предметов треугольной формы 3 см, пря­моугольной - 3 и 5 см. Высота всех предметов 1 см. Можно ис­пользовать детали из набора строительного конструктора.

Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, размещают вначале один прямоугольный брусок. Как только ребенок схватит игрушку и потащит ее в рот, педагог кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как прави­ло, дети сразу же оставляют первую игрушку и схватывают но­вую; если ребенок не делает этого, педагог побуждает ребенка захватить новый предмет. Таким же образом размещается пе­ред ребенком еще один «кирпичик». Затем к имеющимся в рас­поряжении ребенка предметам добавляют еще две треугольные призмы и фиксируются, каким игрушкам отдает предпочтение ребенок, а также способы действий с ними.

 

«Игра на игрушечном рояле»

Цель: обогащать сенсорный опыт ребенка, формировать слу­ховую, двигательную и зрительную активность.

Оборудование: игрушечный рояль со снятой крышкой и от­винченными ножками.

Ход игры. Перед малышом, лежащим на животе или сидя­щим за столом, устанавливается игрушечный рояль на таком расстоянии, чтобы ребенок мог дотянуться руками до клавиа­туры и не стукнулся лбом об игрушку при резком опускании головы.

Педагог играет на рояле, привлекая внимание малыша к но­вой игрушке. Звук должен быть тихим, мягким. Резкое, гром­кое звучание может испугать ребенка. Вызвав у ребенка инте­рес к игрушке, взрослый предоставляет малышу возможность коснуться рукой клавиатуры и извлечь звуки самостоятельно.

Если ребенок трогает руками крышку рояля и не попадает на клавиши, педагог берет его руку в свою и мягким движени­ем помогает малышу дотронуться до клавиш. При этом сила удара по клавиатуре должна быть достаточной, чтобы можно было извлечь звуки.

В дальнейшем педагог предоставляет малышу действовать самостоятельно, подбадривая его.

Предоставив малышу возможность поиграть с инструментом 1-2 минуты, взрослый отодвигает игрушку от ребенка пример­но на 10 см, чтобы он не мог достать клавиатуру, и снова играет на инструменте. Эта пауза необходима для того, чтобы ребенок мог отдохнуть и послушать звуки, которые извлекает педагог. Затем снова малышу предоставляется возможность поиграть с инструментом.

 

«Веселая неваляшка»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, формировать зритель­ную, слуховую, осязательную и двигательную активность.

Оборудование: неваляшка среднего размера (10-12 см высо­той).

Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе или сидящим за столом, ставится неваляшка. Педагог раскачивает ее и мело­дичным звуком привлекает внимание малыша.

Вызвав радостное оживление, педагог придвигает игрушку к нему, предоставляя возможность дотронуться до неваляшки и покачать ее. Затем взрослый отодвигает неваляшку от ребен­ка примерно на 10 см, чтобы малыш смог дотянуться или под­ползти к игрушке и привести ее в движение. Если у ребенка не получается, нужно, поощряя активные движения рук и ног, при­ставить свою ладонь к стопам малыша, создавая упор для ног, и помочь ему оттолкнуться и подползти к неваляшке.

 

«Красивое панно»

Цель: привлекать внимание ребенка к ярким, живописным изображениям, обогащать сенсорными впечатлениями, разви­вать общие движения.

Оборудование: жостовский поднос с изображением цветов.

Ход игры. У хорошо освещенной стены размещается живо­писный поднос, который должен находиться на расстоянии 80-100 см от лежащего на животе ребенка. При этом педагог встает позади или сбоку от него, чтобы не попадать в поле его зрения. Педагог старается привлечь внимание малыша к де­коративному панно.

После 2-3 минут рассматривания панно при попытках ма­лыша приблизиться к нему педагог приставляет свою ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для ног. Оттал­киваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к панно, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.

Затем малыша снова кладут на живот на прежнем расстоя­нии от панно и дают ему возможность повторить действия.

Игра-занятие может быть интересной длительный период при периодической замене предметов для рассматривания.

 

 

«Воздушный шарик»

Цель:знакомить с положением предметов в пространстве.

Оборудование: надутый воздушный шарик (диаметр пример­но 15-20 см), закрепленный на шнуре длиной 20 см.

Ход игры. Педагог показывает малышу, лежащему на спине или сидящему за столом, надутый шарик вначале с расстояния 1-1,5 м и наблюдает за его поведением. Если ребенок не заин­тересуется игрушкой, то педагог стимулирует следующие дей­ствия: тянуть руки к шару, улыбаться. Педагог приближает иг­рушку к ребенку и предоставляет ему возможность самому взять шар в руки, сжимать руками. От прикосновений ребенка шар меняет свое пространственное расположение, но остается в поле досягаемости малыша. Если шар откатился далеко, педагог бе­рет его и размещает над ребенком так, чтобы малыш мог при­тянуть его к себе, взяв за шнур.

Если ребенок сам не обращает внимание на шнур, педагог, показав шнур, вкладывает его конец в руку малыша. Ребенок на 1-2 секунды затихает, а затем, двигая рукой, перемещает шар, удивляясь и радуясь зрительным и осязательным впечатлени­ям.

После нескольких минут игры с надувным шариком малы­ша, лежащего на спине, можно перевернуть на живот и предло­жить ему новую игру. Педагог размещает воздушный шарик так, чтобы малыш мог схватить конец шнура. Если ребенок не об­ращает внимания на шнур, необходимо показать ему конец шнура, затем шарик. В конце концов малыш схватит шнур и потянет к себе, приближая шар.

Лежа на спине, дети удерживают шар, отталкивают его не только руками, но и согнутыми в коленях ногами. Педагог пе­риодически меняет шары, предоставляя малышу возможность знакомиться с шарами разного цвета, различной упругости.

 

«Красивые гирлянды»

(из больших и маленьких колец)

Цель: совершенствовать движения рук, способствовать на­коплению осязательного и зрительного опыта, практически зна­комить с величиной предметов, развивать навык приспособле­ния руки для захвата в соответствии с величиной предмета.

Оборудование: кольца от деревянной пирамидки, соединен­ные шнуром таким образом, чтобы два больших и три малень­ких кольца чередовались по размеру, располагаясь в одной плос­кости. Каждое кольцо закреплено в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого (для обследования величины и формы каж­дого кольца в гирлянде).

Ход игры. Ребенок лежит на животе, перед ним размещена гирлянда колец разного размера. Педагог побуждает ребенка и демонстрирует необходимые действия: для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо раскрыть широко ладонь, маленькое кольцо можно схватить пальцами. При охвате ко­лец сбоку тоже необходимо соответствующее движение паль­цев. Иногда ребенок берет пальцами шнур, соединяющий коль­ца. Вначале малыш может шлепать раскрытой ладонью одина­ково по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверхности кольца и не схватив игрушку, ребенок повто­ряет движение рукой, но, чтобы изменить расположение паль­цев и схватить предмет, требуется помощь педагога.

Взяв одно кольцо, малыш изменяет положение других ко­лец в гирлянде и, привлеченный ими, берет поочередно боль­шие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для ощупывания, схватывания и удерживания игрушек. Потря­хивая гирлянду игрушек, педагог побуждает малыша прислу­шиваться к звукам.

Перевернув ребенка на спину, его побуждают продолжать манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в дру­гих местах.

 

«Красивые гирлянды»

(из предметов разной формы)

Цель: практически знакомить с формой предметов, совершен­ствовать координацию движений рук под контролем зрения.

Оборудование: гирлянда, состоящая из двух деревянных квад­ратов и трех кругов одинакового цвета с отверстиями по цент­ральной линии и по диаметру. Сторона квадрата и диаметр круга 3 см, а толщина этих фигур от 1 до 1,5 см. (Гирлянду можно сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями посе­редине.)

Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе, размещают гирлянду и предоставляют возможность манипулировать ею. Педагог наблюдает за ребенком и стимулирует его действия: учит поворачивать в руках квадрат, рассматривать его, держа двумя руками за углы, по-разному подготавливать руку к за­хвату круглых и квадратных предметов. При схватывании круг­лого предмета пальцы руки размещаются гораздо свободнее. Педагог периодически размещает гирлянду так, чтобы форма предметов была видна ребенку, и наблюдает за способом их схватывания.

Ребенка переворачивают на спину и побуждают продолжать манипулировать гирляндой, поочередно играя с квадратным бруском, скользя пальцами по кольцу, берясь за шнур, подтя­гивая к себе гирлянду за первую понравившуюся деталь.

Детям можно предложить играть с пластмассовыми, дере­вянными или каменными бусами. Схватив гирлянду или бусы, дети получают разнообразные мышечные, осязательные, зри­тельные, слуховые впечатления. Можно сделать гирлянды и из небольших игрушек, деталей от разобранных погремушек. Именно комплекс игрушек, соединенных между собой, позво­ляет ребенку накапливать сенсорный опыт.

 

«Достань игрушку»

Цель: формировать практические навыки действий с пред­метами.

Оборудование: неваляшки, резиновая собачка или кошка,  погремушка, к которым привязаны ленты шириной 2 см, дли­ной 20 см. Лучше использовать ленты, тесьму, разные по фак­туре, но из натуральных тканей (шелк, хлопчатобумажная тесь­ма, кружево).

Ход игры. Перед ребенком, лежащим на животе, размещают на расстоянии 25-30 см игрушки, а ленты от них протягивают ближе к ребенку. Чтобы привлечь внимание малыша к игруш­кам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резино­вую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Далее побуждают ребенка схватить любую из лент и потянуть к себе. Естественно, что игрушка при этом приходит в движение. Ребе­нок может подтянуть ее к себе и манипулировать ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее на прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ма­лыша снова действовать. Если ребенок не обращает внимания на ленту, педагог, вложив ее конец в ладонь малыша, отводит его руку в сторону. Это необходимо, чтобы ребенок почувствовал мышечное усилие, вызывающее движение игрушки.

После того как ребенок сам или с помощью взрослого под­тянет игрушки и поиграет с ними, их можно оставить в поле досягаемости малыша. В дальнейшем можно понаблюдать, как малыш, лежа на спине, самостоятельно захватывает ленты, подтягивает игрушки, поднимает их, размахивает ими.

Игрушки с лентами остаются интересными для детей дли­тельное время. Периодически ленты можно менять.

 

«Бочонок»

Цель:обогащать сенсорный опыт при рассматривании бо­чонка с хохломской росписью, развивать манипулятивные дей­ствия.

Оборудование: бочонок с крышкой высотой 12-15 см.

Ход игры. Педагог показывает бочонок с расстояния 1,5 м и вызывает у малыша желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подползет и попытается взять бочонок, то педагог не сразу отдает ему заинтересовавший предмет: крепко держит его в руках, чтобы ребенок приложил усилия. Взрослый дает ему возможность взяться за крышку и открыть бочонок. Полу­чив крышку от бочонка, малыш начинает под руководством и при поощрении педагога рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а воз­можно, и попробует на зуб. Если ребенок выронит круглую крышку, покатившись, она опять привлечет его внимание, и он будет стремиться снова взять интересующий его предмет.

После непродолжительного манипулирования крышкой взрослый закрывает бочонок, отдает его малышу и побуждает катать бочонок, ползти за ним, пытаться открыть крышку (при­держивая его одной рукой, другой открывать, либо одной ру­кой прижимать к себе бочонок, а другой открывать).

 

 

«Достань игрушку из бочонка»

Цель: формировать координацию движений рук, учить со­размерять действия руки с величиной предметов.

Оборудование: бочонок и вложенные в него игрушки: коль­цо от пирамидки, шарик, кубик.

Ход игры. Педагог показывает ребенку знакомый бочонок, закрытый крышкой, и потряхивает им, затем предоставляет ему одну только возможность снять крышку и манипулировать ею Педагог убирает крышку в сторону и снова привлекает внима­ние ребенка, потряхивая бочонок и приговаривая: «Что это гремит? Давай посмотрим!»

Далее педагог предлагает игрушки, находящиеся внутри бо­чонка. Если ребенок их не замечает, взрослый вынимает какой- либо предмет и, показав его малышу, снова кладет в бочонок. При попытке ребенка достать предмет взрослый помогает ему. Так, если ребенок, чтобы достать из бочонка игрушку, направ­ляет к нему раскрытую ладонь, взрослый своей рукой помогает ему собрать пальцы вместе, опускает его руку в бочонок и дает возможность взять какую-либо игрушку.

На предложение посмотреть, что еще лежит в бочонке, ма­лыш охотно откликается, вынимая поочередно оставшиеся предметы.

Во время игры педагог должен держать бочонок, а ребенок опускает в него руку. (Если бочонок не держать, то малыш оп­рокинет его и игрушки сами выкатятся из емкости, что снижа­ет дидактическую ценность игры.)

 

«Достань и спрячь игрушку в ведерко»

Цель: совершенствовать движения, способствовать накопле­нию сенсорного опыта.

Оборудование: детское ведерко высотой 12-16 см и игрушки меньшего размера (но не меньше 3 см), сложенные в ведерке.

Ход игры. Педагог, потряхивая ведерком с игрушками, при­влекает к нему внимание ребенка. Поскольку малыш уже умеет вынимать игрушки, то, показав ему игрушки в ведерке, педагог предлагает его малышу. Ребенок будет вынимать игрушки, а взрослый - придерживать ведерко руками, чтобы оно не опро­кинулось. Когда все игрушки будут вынуты и положены в ряд, педагог показывает пустое ведерко и хвалит его, сказав, что он вынул все игрушки и ведерко теперь пустое.

Предоставив ребенку возможность поманипулировать иг­рушками 2-3 минуты, педагог говорит, что теперь можно сло­жить игрушки в ведерко. Складывая поочередно предметы, взрослый называет их: «Шарик положим в ведерко и колечко тоже положим».

Складывая остальные игрушки, педагог предлагает малы­шу: «Возьми кубик, положи его в ведерко». Если малыш взял не кубик, а другой предмет, то взрослый называет именно его и предлагает ребенку положить в ведерко. Если малыш не ре­шается разжать пальцы и опустить игрушку, то взрослый ос­торожно разжимает пальцы ребенка. При успешных действи­ях он хвалит ребенка.

Собрав вместе с малышом все игрушки, взрослый поясняет, что игрушки в ведерке. Отставив немного, примерно на 1,5 м в сторону от ребенку, ведерко, он спрашивает: «Где ведерко?» Ма­лыш может потянуться к названному предмету или посмотреть в его сторону, взрослый хвалит его: «Вот ведерко! Достань еще игрушки!» Придерживая его руками, педагог предоставляет малышу возможность снова вынуть игрушки, поиграть с ними, затем собрать в ведерко.

 

«Поиграем в бубен»

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребен­ка в процессе манипулирования предметами разной фактуры, обучать обследованию различных предметов при постукивании.

Оборудование: деревянный кубик и брусок прямоугольной формы (кирпичик), бубен.

Ход игры. Сидящему за столом или на полу ребенку педагог показывает деревянный кубик, похлопывает по нему ладонью, негромко постукивает им о стол или пол. Затем отдает кубик ребенку и предлагает ему совершить те же действия. Если ребе­нок сам не сможет их выполнить, педагог берет своей рукой руку малыша с кубиком и стучит им о разные предметы.

Затем взрослый показывает ребенку прямоугольный дере­вянный брусок (кирпичик), производит те же действия и пере­дает его малышу.

После этого используется бубен, по которому вначале уда­ряют кубиком, затем кирпичиком и, наконец, ладонью. Ребе нок получает бубен. Взрослый помогает ему регулировать силу удара и соответственно силу звучания. При несильных ударах и спокойном звучании он хвалит ребенка, при резких, гром­ких звуках выражает недовольство, поясняя малышу, что это плохо. Педагог учит ребенка вслушиваться в длительность зву­чания до полного затихания звука.

После ознакомления с бубном ребенку дают колокольчик, тихонько позванивая им.

 

«Сжимание игрушек»

Цель: развивать сенсомоторную активность, обучать сжи­мать игрушки и извлекать при этом звуки.

Оборудование: резиновая и пластмассовая собачки или дру­гие игрушки.

Ход игры. Педагог показывает ребенку собачек, хвалит их, поглаживает. Перемещая собачек перед малышом, поясняет, что они ходят, гуляют. Сжимая резиновую игрушку, привлекает внимание малыша новыми звуками. При сжатии пластмассо­вой игрушки звучание отсутствует, и педагог обращает на это внимание ребенка.

После показа игрушек педагог размещает на столе перед ма­лышом обеих собачек, причем резиновую слева, пластмассовую справа. Во время самостоятельного манипулирования ребенка игрушками взрослый обращает внимание на то, какой из соба­чек малыш отдает предпочтение. Если малыш не умеет сжимать игрушку, педагог берет его руку в свою и помогает извлечь звук.

При повторном проведении игры можно предложить дру­гую пару игрушек разной фактуры: резиновую и матерчатую кукол. При этом обращается внимание ребенка на то, что одна из кукол пищит, а другая — молчит.

 

«Давай порисуем!»

Цель: знакомить ребенка с фломастером, обучать проводить линии на бумаге, замечать их.

Оборудование: толстый фломастер (карандаш) зеленого, си­него, красного или фиолетового цветов, лист белой бумаги (альбомный или картон) размером 20 на 30 см.

Ход игры. Педагог показывает ребенку, сидящему у него на коленях, лист белой бумаги и кладет его на стол (данное заня­тие можно проводить перед зеркалом, чтобы лучше видеть вы­ражение лица малыша, его действия). Затем взрослый дает малышу фломастер и предоставляет возможность схватить его в кулачок острием вниз.

Взяв руку ребенка в свою, педагог вместе с малышом прово­дит линии на листе бумаги, обращая внимание на след, остав­ляемый фломастером. Увидев след, оставленный фломастером, ребенок свободной рукой попытается схватить линию, при этом он выпустит фломастер из правой руки.

Отодвинув лист от ребенка, педагог хвалит малыша: «Как хорошо нарисовал, молодец». Затем снова дает ребенку фло­мастер и слегка поддерживает снизу руку малыша ближе к за­пястью таким образом, чтобы острие фломастера касалось бу­маги. В этих условиях при малейшем движении руки ребенка на бумаге остается линия.

 

«Занимательное ведерко»

Цель: учить ребенка выполнять простейшие действия с пред­метами, обращая его внимание на цвет и форму, вызывать эмо­ционально -  положительный отклик, формировать двигатель­ную активность рук.

Оборудование: ведерко с крышкой и мелкие игрушки разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок прямоугольной фор­мы, кирпичик, грибочек, огурчик, мячик. Сверху в ведерке ле­жат кубик, кирпичик, пирамидка - предметы, которые могут быть устойчиво размещены на столе. Высота ведерка равна 10- 12 см, размер игрушек 3-5 см.

Ход игры. Педагог показывает ведерко, закрытое крышкой, потряхивает им и поясняет, что там что-то есть. Сняв крышку, показывает малышу предметы, находящиеся в ведерке. Затем предлагает опустить руку в ведерко и достать какую-либо иг­рушку. Вначале малыш достанет кубик или брусок. Педагог ра­дуется этому: «Ах, какая красивая игрушка!»

Предоставив малышу возможность рассмотреть кубик, об­следовать его, взрослый напоминает, что в ведерке еще есть иг­рушки, и предлагает достать еще что-нибудь. Таким образом, ребенок достает вначале кубик, затем брусок-кирпичик, пира­мидку, грибочек, огурчик и, наконец, мячик.

После рассматривания и манипулирования каждым предме­том взрослый просит малыша положить их на стол, затем рас­положить предметы таким образом: кубик на кирпичик, а сверху поставить пирамидку или грибочек.

Ребенок по собственной инициативе может попытаться по­ложить один кубик на другой, круглый предмет на овальный, постигая на практике, что не все эти предметы ставятся, неко­торые хорошо катятся.

После того как ребенок рассмотрит все игрушки, педагог предлагает сложить их в ведерко. Вначале взрослый складыва­ет игрушки сам, затем просит малыша помочь ему, далее пре­доставляет возможность ребенку действовать самостоятельно. Если ребенок пассивен на занятии и не проявляет желания скла­дывать игрушки в ведерко, педагог мягким движением берет его руку в свою и вместе с ним складывает игрушки.

 

«Большие и маленькие кубики»

Цель: обучать ребенка простейшим действиям с предмета­ми, обогащать сенсорный опыт в процессе действия с больши­ми и маленькими предметами, развивать координацию движе­ний рук.

Оборудование: большое и маленькое ведерки с комплектом больших и маленьких кубиков (четыре больших и четыре ма­леньких). Высота большого ведерка 16 см, маленького - 10 см. Длина ребра большого кубика 4,5 см, маленького - 3 см.

Ход игры. Педагог показывает ребенку большое ведерко, зак­рытое крышкой, потряхивает им, предлагает открыть крышку и достать те предметы, которые находятся в ведерке, хвалит ребенка за выполненные действия. Взрослый помогает ребенку достать кубики, рассмотреть, сложить их снова в ведерко. Ког­да кубики будут собраны в ведерко, взрослый предлагает зак­рыть его крышкой.

Похвалив малыша, взрослый ставит рядом с большим ведер­ком маленькое и предлагает посмотреть, что лежит в маленьком ведерке. Помогая малышу открыть крышку, он предлагает вы­нуть все предметы и рассмотреть их. Затем педагог раскладыва­ет из большого ведерка большие кубики и объясняет малышу, что у них теперь много игрушек - большие и маленькие. Важно, чтобы малыш раскладывал кубики на столе в поле своего зре­ния, не нагромождая, их друг на друга. Затем подвигают к ребен­ку маленькое ведерко и предлагают сложить в него маленькие кубики. После отбора маленьких кубиков педагог вместе с ре­бенком закрывает крышкой маленькое ведерко и предлагает ма­лышу сложить оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Ребенок охотно оперирует с предметами маленького размера, так как они удобны для захватывания. Поэтому взрослый вначале сам складывает большие кубики, а ребенок берет маленькие, бо­лее удобные для него предметы. Во втором случае взрослый пред­лагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое ведерко, показывая образец выполнения задания. При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы при захваты­вании игрушек ребенок раскрывал ладонь соответственно их ве­личине.

 

«Разноцветные игрушки»

Цель: накапливать у ребенка цветовые представления, за­креплять элементарные действия с предметами, формировать зрительную и осязательную активность.

Оборудование: ведерко с крышкой и комплект мелких пред­метов, окрашенных в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный или белый цвета. К ведерку под­бирается комплект следующих игрушек: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик. Высота ведерка 12 см, размер игрушек для вкладывания 3-4,5 см, цвет яркий, чистый, одинаковой насыщенности.

Ход игры. Показывая ребенку ведерко, педагог предлагает открыть его и посмотреть, что находится внутри. Ребенок с по­мощью педагога снимает крышку и достает из ведерка мелкие игрушки. Взрослый помогает малышу раскладывать их на сто­ле так, чтобы они все были в поле зрения ребенка и не закрыва­ли друг друга. Педагог называет те предметы, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые.

Игрушки размещаются на столе в соответствии с цветовой гаммой: слева от ребенка красный помидор, затем оранжевый апельсин, желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиоле­товый цветок. Черного жука и белого снеговика ребенок раз­мещает сам.

Предоставив возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает собрать их. Придвинув к малышу ведерко, он сна­чала сам кладет туда одну игрушку и предлагает малышу сле­довать его примеру. Когда все предметы будут собраны, педа­гог просит ребенка закрыть ведерко крышкой. Если ребенок проявляет интерес к игрушкам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки, и предлага­ет малышу снова открыть ведерко, достать игрушки и разме­стить их на столе.

 

«Нанизывание колец на стержень»

Цель: учить детей простым действиям с предметами: наде­вать кольцо с широким отверстием на стержень, совершенство­вать координацию движений рук под зрительным контролем, формировать положительное отношение к занятиям.

Оборудование: стержень, укрепленный на основании. Высо­та стержня 20 см, вершина стержня закругленная, пять колец с большими отверстиями. Диаметр внешнего края кольца 5 см, внутреннего - 3 см.

Ход игры. Педагог показывает ребенку кольцо, обращая при этом его внимание на то, какое оно красивое. Затем дает его малышу и побуждает манипулировать им, рассмотреть его. После этого взрослый показывает ребенку стержень для нани­зывания колец, придвигает его к ребенку, показывает, что у него есть кольцо. Надев его на стержень, взрослый предлагает вы­полнить такое же действие и ребенку. Если малыш не справля­ется с заданием, взрослый говорит ему, что они вместе наденут колечко на стержень. Мягким движением взрослый берет руку ребенка, в которой тот держит кольцо, и направляет отверстие кольца к вершине стержня.

При повторении занятий кольца могут быть заменены дру­гими по цвету. Важным оказывается размер отверстия кольца, позволяющий ребенку свободно снимать и надевать его на стер­жень.

 

«Нанизывание на стержень колец одинакового размера»

Цель: учить детей снимать и надевать на стержень легко снимающиеся кольца, развивать координацию движений рук под зрительным контролем, обогащать осязательное воспри­ятие.

Оборудование: одноцветные пирамидки из пяти колец оди­накового размера (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, а также черного или белого цвета).

Ход игры. Педагог показывает ребенку пирамидку красного цвета, привлекая его внимание пояснением, что пирамидка очень красивая, вот какая. Сосредоточив внимание ребенка, взрослый начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая малышу помочь снять то одно, то другое. Когда все кольца бу­дут сняты, педагог предлагает малышу вместе с ним надеть коль­ца на стержень пирамидки.

После того как все кольца будут надеты на пирамидку, ре­бенку предлагают пирамидку другого цвета для самостоятельного выполнения задания, при этом подбадривая его: «Пра­вильно, молодец, снимай колечко, а теперь надевай», привле­кая внимание ребенка к игре, помогая ему выполнять дей­ствия, взяв своей рукой руку ребенка, направляя ее.

 

«Найди окошко»

Цель: учить ребенка обращать внимание на форму предме­тов при выполнении элементарных действий с ними, форми­ровать зрительную и осязательную активность.

Оборудование: коробка с круглым и квадратным отверстия­ми, кубик и шарик для проталкивания. Длина ребра кубика 4,5 см, диаметр шарика тоже 4,5 см. Размер отверстий в короб­ке соответствует размерам кубика и шара, при этом шар не дол­жен проходить в квадратное отверстие, а кубик - в круглое.

Ход игры. Педагог показывает коробку с отверстиями, обращая внимание ребенка на их форму. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое «окошко»; обводя рукой квадратное от­верстие, поясняет, что есть и такое «окошко». Затем предлагает ребенку вместе обвести рукой круглое и квадратное отверстия.

После ознакомления ребенка с отверстиями в коробке пе­дагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в «окошко». Затем опускает его. Момент исчезновения шари­ка в отверстии педагог сопровождает радостными словами: «Нет шарика», вызывая у ребенка эмоциональный отклик.

Затем взрослый показывает малышу кубик и поясняет, что и для него есть свое «окошко», и предлагает найти его. Вместе с ребенком опускает кубик в квадратное отверстие, вызывая у ма­лыша эмоционально-положительный отклик при исчезнове­нии игрушки.

Далее педагог предлагает поочередно опустить игрушки в соответствующее отверстие. Сначала дает ребенку шарик. Ко­робку перед малышом надо разместить так, чтобы справа на­ходилось круглое отверстие. Учитывая, что у большинства де­тей проявляется феномен праворукости, когда ребенок пред­почитает действовать правой рукой и опускает предмет в край­нее правое отверстие, можно заранее рассчитывать, что он вы­полнит задание правильно. Это и необходимо для создания у малыша эмоционально-положительного отношения к зада­нию. После того как ребенок опустит в круглое отверстие ша­рик, ему предлагается кубик. Если ребенку будет трудно найти нужный ракурс кубика при проталкивании в соответствующее отверстие, педагог помогает ему, беря своей рукой руку малы­ша и придавая ей соответствующее положение.

 

«Красивая пирамидка»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предме­тами, обогащать их сенсорный опыт, формировать представ­ление о величине предметов (большие и маленькие), разви­вать координацию движений рук под зрительным и осязатель­ным контролем.

Оборудование: стержень на подставке и кольца двух разме­ров (большие и маленькие).

Ход игры. Педагог демонстрирует пирамидку и говорит, что она красивая, состоит из колец. Затем разбирает ее, снимая ма­ленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и еще ма­ленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стерж­ня. Затем привлекает внимание ребенка к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как прежние, они другие, вот какие: большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складыва­ет их справа от маленьких колец).

Потом педагог собирает пирамидку. Надев одно большое кольцо, предлагает ребенку надеть такое же. Сверху надевают­ся маленькие кольца. Когда вся пирамидка будет собрана, ма­лышу предоставляется возможность выполнить задание пол­ностью. При этом взрослый должен следить, чтобы при разбо­ре пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если он не справляется, педагог напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем такое же и т. д.

 

 

 

 

Первый этап

 

«Поймай игрушку»

Цель: учить практически различать форму: перераспреде­лять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удер­жать в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой предмета.

Оборудование: веревки с подвешенными игрушками или се­точки с игрушками.

Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат­ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. За­тем он вызывает детей по одному и предлагает каждому пой­мать 2-3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает рас­пределить пальцы на предмете. Во время повторного проведе­ния игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы пра­вильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.

 

«Спрячь игрушку (картинку)»

Цель: учить соотносить формы предметов с помощью проб.

Оборудование: коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки.

Ход игры. Педагог раскладывает на столе две коробки и крыш­ки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спря­тать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один пря­чет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3-6.

 

«Чей домик?»

Цель: учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правиль­ные.

Оборудование: четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, оваль­ная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подхо­дящие к прорези.

Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, напри­мер, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это «домик», что в нем должно находиться — шарик или кубик? Вызывает ребен­ка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отвер­стию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например шар и овоид, формы которых не имеют столь четко­го различения. В дальнейшем форма коробок меняется, уве­личивается их количество до 3-5.

При выполнении задания результат должен быть закреплен словами педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь дол­жен находиться шарик (кубик, кирпичик)».

 

«Найди окошко»

Цель: продолжать учить соотносить плоскостную и объем­ную формы в практическом действии с предметами, пользовать­ся методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фикси­руя правильные.

Оборудование: коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т. д.), объемные геометрические формы.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ре­бенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезя­ми, что усложняет задание, выполнение которого требует боль­шей организации деятельности, большего числа проб.

 

«Что катится, что не катится»

Цель: сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование: воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.

Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим детям про­катить через воротца до ленточки два предмета: одному - ку­бик, другому - шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, кото­рый можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, закан­чивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».

 

«Почтовый ящик»

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометричес­ких форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Оборудование: почтовый ящик - пластмассовая или деревян­ная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем­ных геометрических фигур, соответствующих прорезям короб­ки.

Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фи­гуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опус­тить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, повора­чивая нужной стороной.

 

«Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соот­носить действия рук с их величиной.

Оборудование: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и  маленький. Показывает детям, как спрятать шарик  в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двухшариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то задание выполнить невозможно, и шарик остается на виду. Педа­гог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому, что он  большой. Затем раздает всем детям разные шарики  и  просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.

 

«Спрячь игрушки»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с их величиной, учить пользоваться пробами при выполнении задания.

Оборудование: зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие), коробки двух размеров по числу детей.

Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками(двух размеров) и по две игрушки - большую и маленькую.  Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит, игрушка не подходит для этой коробки. Ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом педагог побуждает детей пробовать.

 

«Опусти шарик в коробку»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей использовать метод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький».

Оборудование: коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.

Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас они узнают, какой  шарикспрячется в этом «домике». Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в «домике», педагог обращает внимание детей на то, что отвер­стие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.

 

 

 

 

«Помоги мишке и кукле»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей использовать ме­тод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький».

Оборудование: кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.), разные по величине геометрические фигуры (два шара, два ку­бика, два параллелепипеда), коробки с прорезями, соответству­ющие контурам геометрических фигур.

Ход игры. Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, около другой - мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает малень­кий шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое от­верстие, маленький - в маленькое.

Когда ребенок правильно выполнит задание, кукла и мишка радуются, благодарят его. Затем педагог ставит на стол короб­ки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, взрослый вызывает другого ребенка. Игра повторяется.

 

«Протолкни шары (кубы, овоиды, бруски)»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, де­лать ее значимым признаком, учить детей использовать метод проб, закреплять знание слов «большой», «маленький», учить соотносить по величине плоскостные и объемные фо

25 февраля 2017 в 08:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.